Библиотека Живое слово
Серебряный век

Вы здесь: Без риска быть >> Живое слово >> Серебряный век >> Максимилиан Волошин >> >> Коктебельские октавы


С. Шервинский

Предыдущее

Коктебельские октавы

<Фрагменты>


.....................................................
Мне не забыть, как после всех тревог
Увидел я впервые очерк горный,
Который как художник создал Бог
В свой лучший миг. С линейки безрессорной
Приметен стал налево от дорог
Поэта дом, для всех сердец просторный,
И серый пляж, и голубой залив,

.....................................................

Где каждый был беспечен и счастлив.
Удачное понятье: гений места.
Здесь Макс творил себя, свой мир и дом.
Для нас он был страницей палимпсеста;
Сияли иероглифы на нем 
Любви, познанья, мужества, протеста, 
А прежний текст в безгласье вековом 
Был кем-то сочинен, презревшим сроки, 
И явственно еще сквозили строки.

Когда я в дом поэта приезжал,
И гений места выбегал для встречи,
Как радостно лицо я погружал
В дебрь бороды, обняв крутые плечи
В холсте расшитом — Макс руки не жал.
Он звал Марусю, и без долгой речи
Бывали мы, невольно смущены,
В беленой келье вмиг поселены.

Дверь прямо в степь. Железные кровати. 
Дырявая циновка на полу. 
Для платья гвоздь, — но сколько благодати 
В такой тиши, в отшельничьем углу. 
Потом среди приветствий и объятий 
Шли на террасу к общему столу 
В веселый круг доверья и свободы. 
Был тучен Макс, но полон сил в те годы.

До четырех бывала для чужих 
Высокая закрыта мастерская. 
А вечером в ней раздавался стих 
Про Аввакума. Непогодь морская 
Рвалась к стенам. В распевы слов тугих 
Мы вслушивались, исподволь лаская 
Ладонь подруги иль шепчась. Меж тем 
Мы почитали мощь его поэм.

Бывало, Макс, расставшись с акварелью, 
Беседует с приезжим — всех поймет. 
Познать другого было первой целью 
Пытливости его, сбирал он мед 
Со всех цветной, всё на потребу зелью 
Кудесника, по малости возьмет, 
Помногу даст. Иных без лицемерья 
Все ж не вводил он далее преддверья.

В пустыне каменистой на седле 
Меж двух холмов видна его могила.
Торжественней нет места на земле:
Объятье гор любовно охватило 
Залив. Мерцают дали. Там в скале 
Черты певца судьба изобразила. 
Порой к могиле ходит молодежь:
Стоит, молчит. Немного там найдешь:

Крест из камней лег на бугор овальный, 
Два-три цветочка в банке жестяной. 
Но если ты пришел сюда печальный, 
Утешен будешь ясной тишиной 
И красотою некой изначальной 
Над бедною могилою степной. 
Будь век другой, молва была б готова 
Считать ее могилою святого.
.....................................................


Комментарии

Сергей Шервинский. Коктебельские октавы

Печатается по: Шервинский С. Стихи разных лет. М., 1984. Палимпсест — древняя рукопись, написанная чаще всего на пергаменте после того, как с него счищен прежний текст.




(Источник — Волошин М. «Жизнь — бесконечное познанье»; Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. 
Посвящения / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., краткая биохроника, комм. В.П.Купченко. — 
 М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 576 с: илл.)




Следующее



Библиотека "Живое слово" Астрология  Агентство ОБС Живопись Имена