|
Вы здесь: Живое слово >> Самиздат >>Наталия Гвелесиани >> Все это слишком серьезно, как все, что бывает в детстве |
СтатьиНаталия Гвелесиани |
Предыдущее | Следующее |
До рассвета не спится
В потоке призрачной силы.
Что-то делают звезды
Пульсирует это действо.
Нарисуй меня птицей
В ладонях своих, мой милый
Это слишком серьезно,
Как все, что бывает в детстве.
Да, пожалуй, детство это самый глубинный мотив стихов и песен Ирины Кажянц живущего в Тбилиси русскоязычного поэта, негромкий голос которого, разрастаясь трепещущим огнем, сливаясь с музыкой гитары, в одно мгновение раздвигает горизонт и растворяет границы и стены, а внезапно притихший и посерьезневший слушатель оказывается на дне своей Души единственной Земле, где цветут голубые розы, а с небес льется щемящий нежный свет и где душа не тает лишь под солнцем. Это там сиреневый май.
Я хочу улететь в синий ветер далекого детства, На палитре смешай нежных красок щемящую грусть. Только там, далеко, я смогу, наконец, отогреться, И найти свою гавань, которой ночами я снюсь. («Другу художнику»)
|
Но назвать Ирину Кажянц доброй волшебницей, к тому же, беззащитой и хрупкой,- это все равно, что еще ничего не сказать. Сказочные волшебники не торопятся выйти на рассвете за порог не расплатившись, ибо «не платят болью за гостеприимство». Хрупкие и беззащитные так не поступают.
Отбрось свои сомненья и обиды, Отбрось находки и отбрось потери, Я странник из погибшей Атлантиды, Не закрывай передо мною двери. Я скину с плеч на время плащ дорожный И посижу тихонько у камина, И помолюсь о том, чтоб если можно Тебя моя не тронула кручина. Я много странных тайн тебе открою, Когда с тобой почувствую единство, Но боль моя останется со мною, Не платят болью за гостеприимство. («Странник из Атлантиды»)
|
Ирина Кажянц странник из погибшей Атлантиды, свято верящий в свою страну. Возможно, такой страны больше нет, но она, несомненно, была и, значит, невидимо есть в этом нет никаких гамлетовских сомнений. Вопрос: «Быть или не быть?» решен раз и навсегда: быть. А это означает, что свет отныне будет почти идентичен Боли, Боль будет свято переплавляться в Свет. Таков закон существования на другой Земле привычной, всем нам знакомой:
Посреди заброшенной Мусорной свалки, Что зовется Землей, пес бродячий скулит. Иногда и ему Жизнь дарила подарки, Чтоб скорее отнять, чтоб скорее убить. («Бродячий пес»)
|
Здесь, на планете людей, презирающих веру, «утонувших в тоске, как в дыму папирос» встречаются плачущие дельфины, флибустьеры, герольды, души Флинта, Дрейка и Вийона, Сирано и Мэри Поппинс, Маленький принц и Маугли, Карлсон и Ассоль, оживают старинные легенды, выходит из пены морской Афродита... И все они зовут в страну далекого детства, где дети в своей мудрой простоте идентичны святым. И в этом Ирина Кажянц пересекается с единственным известным мне поэтом такого полета Мариной Цветаевой (при всем несходстве их тональности и поэтических темпераментов, и вообще несходстве). Та же божественная детскость души, мужественно пронесенная сквозь годы, тот же поиск во всем абсолюта, та же искренность и тот же рыцарственный строй души, те же тонкие веяния духа. Тот же почерк прирожденного поэта, проглядывающийся в жизненном пути и узнаваемый по обилию терний, эта линия отражена у Кажянц в таких стихотворениях, как «Меня убьют мой лед и мой огонь», «Станция «Ночь» и др. И даже немаловажная деталь одинаково многообещающее начало: и Цветаева, и Кажянц стихи начали писать с шести-семи лет, а с девяти-десяти вели дневники. И, самое главное, у обоих поэтов в основе жизненной позиции лежит стойкое отрицание жизни мира сего и утверждение Жизни в глубинно-онтологическом, по сути, религиозном смысле, хотя в их творчестве совсем не встречаются такие выспренние и отвлеченные слова, как «религия», «философия» и прочее. Муза Ирины Кажянц ни в коем случае не схожа с ахматовской, которая обращена к обычному земному мужчине от имени обычной земной женщины, живущей в мире утонченных страстей, такого рода стихи у Ирины встречаются лишь как исключение. Герои любовных романов ее лирической героини, как и у М. Цветаевой рыцари и, увы, не всегда умеющие помнить о своей рыцарской сути, сокрытой где-то в глубине.
Не зови ты меня, не зови В дивный замок, где свет и камин: Мне в твоей неуютно любви, Ты не мой, ты не мой господин. Опоздал ты, мой друг, опоздал Я не знаю, на день иль на век. За столом в мой хрустальный бокал Невидимкой спускается снег. («Не дари мне цветов, не дари»)
|
И, наверное, в минуты осознания всеобщего забвения о своем рыцарском достоинстве рождаются печальные строки:
Мне грустно на Земле, А в небо слишком рано. Грущу я от удач. Смеюсь я от утрат. Меж небом и землей Лежит страна тумана. И путь мой сквозь нее Протянутый канат. («Мне грустно на Земле»)
|
Поэтому рефреном звучит призыв: «Вы меня не утешайте невпопад, не спешите от тоски спасать шальной».
Причем, женственному поэтическому миру Ирины Кажянц совсем не свойственна специфическая женская экзальтированность. Это очень теплый, тонкий, в лучшие минуты спокойный мир, полный глубокой внутренней тишины и затаенного восторга. Его не сотрясают бури зловещих человеческих страстей. И все это чудесным образом сочетается с подвижностью, стремительностью и цыганской удалью.
Но поэзия Кажянц проникнута не только трепетной теплотой и пронзительной печалью. Ей свойственен и мягкий, по-осеннему тихий юмор и какая-то особенная, звенящая, детская легкость, которая дается взрослым людям ценой нелегких испытаний.
Пусть зеркало лет растворит твою память о звездах Зачем тебе помнить далекие их голоса? Зачем тебе думать об этом светло и серьезно? Казнить или миловать их предоставь небесам. Пусть все превратится в легенду далекого края, Что будет зимою рассказывать детям старик. Упала одна, для того, чтоб сияла другая, А вместе светить им судьба подарила лишь миг. Зачем тебе помнить слезинку огромного неба? Их столько скатилось, что стали моря солоны. Их столько срывалось кто гордо, а кто и нелепо... Пусть зеркало лет растворит твое чувство вины. За то, что не так все на свете, как в комнате смеха, Так смейся мой друг, как тебе завещала звезда. Прощальным полетом, прощальной мелодии эхом, Которое в сердце оставит свой след навсегда. |
Удивительно, но в наш скептический век, когда поэты, пряча тоску за эпатажем и усмешкой, пишут об отсутствии чего-то большего, находится поэт, который пишет о присутствии. Мир, мечущий стрелы в Присутствие или не замечающий его, забывает закон бумеранга:
Никто не ждет предательства заранее, Оно всегда — удар из-за угла. Оно всегда находится за гранями В сознание вмещаемого зла. Оно, забыв Иуды одиночество, Опять себя возводит в высший ранг. Оно не верит зеркалу пророчества, В котором четко виден бумеранг. («Никто не ждет предательства...»)
|
В другом стихотворении закон бумеранга высвечивается еще четче:
С неравными огонь Становится жестоким, И он, конечно, прав Иначе не пройти. |
И, пожалуй, единственная реальность, помимо неба, которая не предаст это друзья, все вообще близкие по духу люди, многочисленные посвящения которым полны самых возвышенных строк, и конечно же Дорога:
Дорога не предаст, дорога будет с нами, Где жизнь и смерть, как вечные весы. Успеть договорить, успеть пройти сквозь пламя, Успеть перевернуть песочные часы. Успеет только маг, осилит лишь идущий, Дорогу ту, что без начала и конца. Догнать ушедший миг и обогнать грядущий, Не пряча от себя счастливого лица. И, глядя в зеркала, принять всю тяжесть дара, В глаза судьбы бесстрашно заглянуть. Вселенная поёт. Настроена гитара. Дорога не предаст. И, значит, снова в путь! |
Между Ириной Кажянц и ее лирической героиней нет той подозрительно длинной дистанции, которая отличает многих и многих поэтов, вынуждая многих и многих читателей высокомерно проходить мимо полок с выпускаемыми чуть ли не ежегодно сборниками. Все стихи и песни Ирины Кажянц, собравшиеся за прожитые годы, умещаются в тоненький томик. Но почти каждое взятое наугад стихотворение содержит всю полноту и пульсацию высокого бытия. Почти каждое редкий по красоте сплав формы и содержания.
Взять хотя бы такое:
Не ругай меня, друг, если я не звоню, не пишу, И с полночным звонком не врываюсь летящею песней Ты же знаешь спешу я за чудом, когда ухожу, А когда возвращаюсь, со мною еще интересней. Знаю, трудно порою тебе, если я далеко, Но прошу об одном не таи в своем сердце обиду. Просто нынешним утром опять отплывает «Арго», Но с другим экипажем, а значит в другую Колхиду. Через злые шторма я домой доплыву все равно, И ворвусь в твои сумерки бризом отчаянно-юным. И в подарок тебе привезу золотое руно, Только ты мне на нем разбросай свои мудрые руны. |
Неизъяснимой силы полны строки, посвященные Афродите любимой богине поэтессы, к которой обращены, помимо одноименного стихотворения, два гимна:
У старинных легенд Есть начало, но нету конца, И порою мы их продолжаем, Не зная того. Вот сливаются в вечности снова Два женских лица, Но при этом никто Не теряет лица своего. И опять Афродита Выходит из пены морской, И в лохмотьях, и в ярких шелках Свою сущность хранит, И ее провожает С любовью и вечной тоской Светлой радугой ветра и солнца Поющий зенит. («Гимн Афродите»)
|
«У самых надежных плечо не гранит, Кто-то должен хранить и того, кто хранит», мне хочется подытожить этот обзор именно этими строчками Ирины, прибавив к ним разве что строфу из ее первой песни «Кораблик из газетной бумаги», которая, на мой взгляд, задает тон всему ее творчеству:
А над грешной землей золотые, как прежде, рассветы, Их святое сиянье не скрыть черной туче судьбе. Те, кто предали нас, сотни раз пожалеют об этом, Те, кто рядом стоял, позавидуют после себе. |
И еще вдохнувшим воздух гор закрыт путь детей равнин.В этом своя печаль и своя радость. В песне Татьяны Станиславской еще одного поэта и барда, выросшего и сформировавшегося в Тбилиси, но живущего ныне в России,- есть строки:
Позади перевал. Там и спуск, и подъем. Мы уже поднялись. Значит, вниз мы пойдем... Только вниз — тяжелей и опасней вдвойне, Только вниз — там трудней и нагрузка втройне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В пропасть сделала шаг И второй вслед за ним. Но мы в связке одной, Значит, мы победим. |
В этой связке находятся все странники из погибшей Атлантиды, жившие когда-то на этой планете.
7 августа 2010 г.
Предыдущее | Следующее |
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|