Сен Жиль,
14 июня 1926
Послушай, Райнер, чтобы ты это знал с
самого начала. Я — дурная. Борис — хороший.
И молчала я от своей испорченности, лишь
несколько фраз о твоей русскости, о моей
немецкости и т. д. И вдруг жалоба: «Почему ты
меня исключаешь? Ведь я люблю его так же, как
и ты».
Что я почувствовала? Раскаяние? Нет. Никогда.
Ни в чем. Не став чувством, это стало
действием. Я переписала два твоих первых
письма и послала ему. Что больше могла я? О, я
дурная, Райнер, не хочу соучастника, даже
если бы это был сам Бог.
Я — многие, понимаешь ли ты это? Может быть,
неисчислимые! (Ненасытимая бесчисленность!)
Никто не должен знать о другом, это мешает.
Если я с сыном, то его (ее?), нет — того, что
тебе пишет и тебя любит, не должно быть при
этом. А если я с тобой — и т. д.
Исключительность и отрешенность. Даже в
самой себе не хочу иметь соучастников, не
только что — вокруг себя. И потому я в жизни
лжива (то есть скрытна, но принуждаемая к
речи — лжива), хотя в другой жизни я слыву
правдивой, да такая и есть. Не умею делиться.
Но я поделилась (это произошло за 2—3 дня
до твоего письма). Нет, Райнер, я не лжива, я
чересчур правдива. Если бы я могла бросать в
переписке и в дружбе простые, дозволенные
слова — все было бы хорошо! Но я-то знаю, что
ты не переписка и не Дружба. Я хочу быть в
жизни людей тем, что не приносит боли,
оттого я и лгу — всем, исключая себя.
Всю жизнь в ложном положении. «Ибо где я
согнут,— я солган» (gebogen — gelogen). Солгана,
Райнер, но не лжива!
Если я кидаюсь на шею чужеземцу — это
естественно, но если я рассказываю об этом,—
это неестественно (для меня самой!). Но если
я это воплощаю в стихи, это вновь-естественно.
Итак: деяние и поэзия делают меня правой.
Промежуток обвиняет меня. Промежуток —
ложь, не я. Когда я сообщаю правду (руки
вокруг шеи) — это лживо. Когда же я
умалчиваю об этом — это становится правдой.
Внутреннее право на тайну. Это не касается
никого, даже шеи, вокруг которой смыкаются
мои руки. Мое дело. А подумай еще о том, что я
— женщина, замужняя, дети и т.д.
Отречься? Ах, это не столь настоятельно,
чтобы стоило того. Я отрекаюсь слишком
легко. Напротив, если я делаю жест, то
радуюсь, что еще могу его сделать. Мои
руки так редко чего-то хотят!
===========
Погрузиться глубоко в себя и спустя дни
или годы — однажды — непредвиденно —
возвратиться игрой воды, превратив глубину
в высоту, перетерпев, просветлев. Но не
рассказывать: этому писала, этого целовала.
«Радуйся же, скоро это кончится!» — так
говорит моя душа моим губам. И обнимать
дерево или человека — для меня едино. Едино суть.
===========
Это — одна сторона. Сейчас — другая. Борис
подарил тебя мне. И, едва получив, я хочу оставить
тебя для себя одной. Довольно некрасиво. И
довольно-таки болезненно — для него. Потому
я и послала письма.
===========
Твои милые фотоснимки. Знаешь, как ты
выглядишь на большом? Словно бы в засаде и
вдруг окликнут. А другая, поменьше,—
прощание. Отъезжающий, который еще раз,
поспешно — лошади уже ждут — окидывает
взглядом свой сад, словно исписанный лист,
перед тем как уйти. Не отрываясь, но
отделяясь. Некто, нежно выпускающий из рук
завершенный пейзаж. (Райнер, возьми меня с
собой!)
У тебя светлые глаза, прозрачно-светлые —
как у Ариадны, а морщина между бровей (вертикальная!)
— от меня, она была у меня с детства —
всегда сдвинутые брови, от размышлений и
гнева.
(Райнер, я люблю тебя и хочу к тебе.)
Твоя Элегия. Райнер, всю свою жизнь я
раздаривала себя в стихах — всем. Поэтам —
тоже. Но я давала всегда слишком много, я
всегда заглушала возможный ответ. Я
упреждала отклик. Потому-то поэты не писали
мне стихов (плохие стихи — то же самое, что
не-стихи, даже меньше, чем не-!) — и я всегда
смеялась: они оставляют это тому, кто придет
через сто лет.
И вот, Райнер, твое стихотворение,
стихотворение Рильке, Поэта, Поэзии — Поэма.
И вот, Райнер,— мое онемение. Ситуация
перевернулась. Правая ситуация.
Ах, люблю тебя, я не могу это назвать иначе,
первое явившееся и все же первое и лучшее
слово.
===========
Райнер, вчера вечером я вышла на улицу
снять белье, потому что пошел дождь. И
приняла в объятья весь ветер — нет, весь
норд. И он назвался тобой. (Завтра он будет
зюйдом!) Я не взяла его в дом, он остался на
пороге. В дом он не пошел, но взял меня с
собой на море — как только я заснула.
===========
«Только податели знаков. Не больше...»
Это о любящих, о их включенном и
исключенном бытии («Из сердцевины
всегдашнего»)... И долгое тихое блуждание
под луной. И все это зовется не иначе как: я
люблю тебя.
Марина
Любимый! Хочу послать тебе одно слово,
может быть, ты его не знаешь.
Больно — вот правдивое слово, больно —
вот доброе слово, больно — вот милостивое
слово.
(Св. Кунигунда, XIII век.)
Фотоснимка у меня еще нет, как только
получу, сразу пришлю тебе. Напиши мне о
Мюзот — ушли ли каменщики? Пришло ли солнце?
У нас ни единого солнечного часа. Я хотела
бы послать тебе все солнце; прибить его
гвоздями к твоему ландшафту.
Да, Райнер! Если бы я что-нибудь о тебе
написала, то назвала бы это: Над горою.
Первая собака, которую ты погладишь после
этого письма,— я. Обрати внимание, как она
посмотрит на тебя.
Источник — Ганс Эгон Хольтхаузен "Райнер
Мария Рильке", Челябинск,
Изд-во Урал LTD, 1998. Перевод Н. Болдырева
|