Прага, 24го Окт<ября> 1923 г.
Я вернулась домой полумертвая. Ни Гёте, ни Минос, ни Апостол Павел не помогли. Постояв локтями на столе, полежав затылком на полу, не слыша вопросов, не понимая (своих же) ответов, в каком-то столбняке отчаяния, я наконец прибегла к своему вечному средству: природе. Вышла на улицу, и сразу на теплые крылья ветра, в поток фонарей. Ноги сами шли, я не ощущала тела, (Радзевич, я поняла, я одержима демонами!), это было почти небытие, первая секунда души после смерти.
==========
Этот рассказ. Что в нем было такого ужасного? Да то, что я, рассказывая, видела себя воочию, что, вороша весь этот прах, ощущала его как сущее это была очная ставка с собой. И что я почувствовала? Отвращение.
Стена между нами росла с каждым моим словом. Ваше любование им было мне нож в сердце. Вы становились его союзником, моим врагом, почти им. Каждая Ваша усмешка подтверждала: «Поделом! Так и надо! На это и шла!»
Это звучало как исповедь текущего часа, точно всё это случилось вчера. На меня сегодня встало всё мое прошлое, мое грешное, грустное, горькое прошлое, и оно уводило меня от Вас, вырывало меня у Вас, делало мою любовь к Вам (святыню!) эпизодом. Вы, выслушав, не могли мне верить, я, рассказав, могла ли верить себе сама?
==========
Это можно рассказывать, когда впереди достаточно времени, чтобы забыть, т. е. будущее целой ночи или целой жизни. Это можно рассказывать
на груди, когда всё позади.
Или еще: на коленях перед другим, зарывшись лицом в колени.
==========
Вообще, после встречи с Вами я перестала любить себя. Я сама у себя под судом, мой суд строже Вашего, я себя не люблю. И откуда это чувство вины? Я же Вас не знала! Разве есть измена назад?
==========
Ужасает меня (восхищает) непримиримость Вашей любви. Ни кольца, ни книги, никакой памяти, мне это даже сегодня было больно.
В таком отказе царственность, сознание права на всё, из моего мне же даришь.
Вот за это и за ту скамейку в саду и за молчание на улице и за какой-то взгляд без улыбки
==========
Спала сегодня в Вашем халате. Я не надевала его с тех пор, но сегодня мне было так одиноко и отчаянно, что надела его, как частицу Вас.
==========
Конец истории, оказывается, неверен. Я просто забыла (перепутала). Пришел он ко мне впервые непосредственно от той, оторвавшись от нее, случайно встретив меня в гостях, ушел он от меня непосредственно к ней, оторвавшись от меня, случайно встретив ее на улице.
Потом его письмо и исповедь и мое прощение (мой промах!) И после этой склейки (трещины!) рассказ того: «Вы знаете, почему он к Вам вернулся? П.ч. он в то утро свез ее в больницу, а вечером был у Вас». Мотивировка: «не могу без женщины».
Та умерла одна, томясь по нем, зовя его, завещав ему всё, что у нее оставалось: свои чудные черные волосы.
==========
Когда, долго спустя, уже давно расставшись, я однажды спросила его: «Но почему же Вы ни разу, ни разу не пошли?» он ответил: «Раз зашел, она спала, такая тонкая, тонкая куриная шея, все жилы наружу я не мог»... И вздохнул.
Рассталась я с ним не из-за себя, а из-за нее, из-за ее одинокого смертного часа, из-за косы, которую он взял как дикарь трофей, из-за глаз ее, которых я ему не могла простить.
==========
Я благодарна поэтам.
Le ciel est par dessus le toit Si bleu, si calme, Un arbre par dessus le toit Berce sa
palme...
О qu'as-tu fait, toi que voila Pleurant sans
cesse, qu'as tu fait, toi que voila, De ta jeunesse?11
|
==========
Значит я не одна такая.
==========
Подумали ли Вы о том, что Вы делаете, уча меня великой земной любви? Ну, а если да, и если Вы ?
==========
«Любовь костер, в которую бросают сокровища», так учил меня первый человек, которого я любила любовью почти-детской, но давшей мне уже всю горечь любви недетской человек высокой жизни, поздний эллин, бродивший между Орфеем и Гераклитом.
Сегодня я (13 лет спустя) об этом вспомнила. Не этому ли учите меня Вы?
==========
Но откуда Вы это знаете, не лучшей жизнью меня живший? И почему у Вас столько укоров ко мне, а у меня ни одного?
Может быть женщина, действительно не в праве нести другому постоялый двор, вместо души?
==========
Теперь, отрешившись на секунду, что я женщина вот Вам обычная мужская жизнь: верх (друзья) и низ (пристрастья), с той разницей, что я в этот bas-fonds12 вносила весь свой верх, пристрастья себе вменяла в страсти, отсюда трагедия.
Если бы я, как Вы, умела только играть и не шла в эту игру всей собой, я была бы и чище и счастливее. Моя душа мне всегда мешала, есть икона: «Спас-недреманное око», так вот: недреманное око высшей совести перед собой.
==========
А еще, Радзевич, неудачные встречи: слабые люди.
Я всегда хотела любить, всегда исступленно мечтала слушаться, ввериться, быть вне своей воли (своеволия), быть в надёжных и нежных руках. Слабо держали оттого уходила. Не любили любовались: оттого уходила.
Как поэту мне не нужен никто, (над поэтом гений, и это не сказка!) как женщине, т.е. существу смутному, мне нужна воля, воля другого ко мне лучшей.
Вы не «импрессионист», хотя Вас многие считают таким, не существо минуты, Вы, если будете долго любить меня, со мной совладаете.
==========
«Tout comprendre, c'est tout pardonner»13 да, я слишком много в жизни понимала.
Тот мой «промах» (прощёная измена).
Человек говорит мне то, что мог бы скрыть (его добрая воля!) человек из жалости (так он говорил) дает нежность, мне ли судить?! И, наконец, разве эта фактическая измена не мелочь, и не мелочность ли будет с моей стороны из-за этого отталкивать? Не будет ли это перенесением отношения исключительно в лежачую плоскость близости с высот дружбы?
Но ты не пошел к женщине в ее смертный час, ты, два года бывший с ней и по своему любивший ее, ничего не увидел, кроме «куриной шеи» этого я не поняла и, посему, простить не смогла.
И еще: ты скрыл от меня ее существование, заставил меня почти что грабить мертвую меня, так страдающую от чужой боли, так содрогающуюся от нее!
Меньше всего меня уязвило то, что он пришел ко мне «п.ч. нельзя же без женщины». «На это дело есть лучше!» Это всё что я ему потом... промолчала.
==========
Всё это я рассказываю Вам, чтобы Вы видели, что я и на самом дне колодца оставалась собой.
И чтобы Вы еще, мой дорогой друг, знали, что:
---
«У живущего жизнью веселой Далеко не веселая жизнь».
|
За каждое чужое веселье я платила сторицей. Своего у меня не было.
==========
Да, еще одна подробность: я о ней за всю встречу ничего не слыхала, только изредка, когда я, смеясь, спрашивала: «Чья же я преемница?» он с милейшей из усмешек отвечал:
«Ни предшественниц, ни преемниц. Всё, что не Вы рвань», а несколько строк, которые я ему как-то написала, он переписал, чтобы всегда носить при себе, боясь истрепать мою записку.
Сейчас они, очевидно, покоятся в одном ящике с волосами тоже трофей, ибо, по изречению Наполеона: «La plus belle fille ne peut donner que ce qu'elle a»14.
Я соседством не оскорблена, или, если оскорблена за ту, а той, будем надеяться, Бог уже отверз иные уши и иные глаза.
==========
Радзевич, когда у меня будут деньги, я Вам подарю тетрадочку чудную! с моими стихами, которых нет в книгах.
(Сейчас бьет огромный дождь, которому я радуюсь: всё утро томилась, что хорошая погода, а мы с Вами не в Карловом Тыну!)
Или и от тетрадки откажетесь?
Вот стих, который я Вам туда перепишу:
Писала я на аспидной доске И на листочках вееров поблёклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стёклах
На собственной руке и на стволах Березовых и чтобы всем понятней! На облаках и на морских волнах, И на стенах чердачной голубятни.
Как я хотела, чтобы каждый цвел В веках со мной! (Под пальцами моими!) И как потом, склонивши лоб на стол, Крест на крест перечеркивала имя.
Но ты, в руке продажного писца Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь! Непроданное мной! Внутри кольца... Ты уцелеешь на скрижалях.
Москва, 5го р. мая 1920 г.
|
==========
Радзевич, Радзевич, перечитываю стихи того лета и в ужасе и в восхищении: так зорко! так горько!
Эпиграф к тому лету:
«Не позволяй страстям своим переступать порог воли твоей».
Но Аллах мудрее...
(Тысяча и одна Ночь.)
|
==========
Отдельные стихи оттуда:
==========
Целому морю нужно всё небо, Целому сердцу нужен весь Бог.
|
==========
Пахнуло Англией и морем И доблестью: суров и статен. Так, связываясь с новым горем, Смеюсь как юнга на канате
Смеется в час великой бури, Наедине с Господним гневом, В блаженной обезьяньей дури Смеясь над пенящимся зевом.
Упорны эти руки, прочен Канат, привык к морской метели! И сердце доблестно, а впрочем Не всем же умирать в постели!
И вот, весь холод тьмы беззвездной Вдохнув на самой мачте с краю - Над разверзающейся бездной
Смеясь! ресницы опускаю.
|
==========
(Отрывок:)
...Суда поспешно не чини: Непрочен суд земной! И голубиной не черни Галченка белизной.
А впрочем что ж, коли не лень! Но всех перелюбя Быть может я в тот черный день Очнусь белей тебя!
|
==========
Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу Я утверждаю, что невинна.
Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро: Что вымолила я у ветра? Где золото мое? Где серебро? В моей ладони горстка пепла.
И это всё, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это всё, что я возьму с собой В край целований молчаливых.
|
==========
Кто создан из камня, кто создан из глины, А я рокочу и сверкаю. Мне дело измена, мне имя Марина: Я бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти Тем гроб и надгробные плиты... - В купели морской крещена, и в полёте Своем непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня видишь кудри беспутные эти? - Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной воскресаю! Да здравствует пена веселая пена - Высокая пена морская!
Москва, май 1920 г.
|
==========
А другие в книжку. Эту книжку Вы будете любить, если, toutefois15, по врожденному высокомерию своему, от нее не откажетесь.
==========
И вот, от пены сей спасение в тетрадь, в дружбу, в отрешение, в природу, в тот зеленый сиреневый куст (если помните).
Весь мой прошлый год прошел так. Встретившись с Вами я встретилась с никогда не бывшим в моей жизни: любовью-силой, любовью-высью, любовью-радостью. Ваше дело довершить, или, устрашившись тяжести бросить. Но и тогда скажу, что это в моей жизни было, что чудо есть, и благословлю Вас на все Ваши грядущие дни.
М.
«Это Вам удастся мимоходом». Нет, ничто не удастся мимоходом: ни Вы мне, ни я Вам. Ибо у меня тоже свое дело в Вашей жизни, о котором когда-нибудь в другой раз.
==========
А сегодня у меня целый вечер мой, и завтра несколько вечерних часов. Как жаль. Земные часы дня так же как часы души должны нести с собой не только нежность но надёжность.
Буду думать о Вас.
==========
В пятницу приходите в 4 ч., посидим, потом, если хотите пойдем к Р<ейтлинге>рам слушать скрипку. (У них свой скрипач.) Мне придется идти.
==========
Такой уютный, долгий, баюкающий дождь, и такая хорошая серизна в комнате. О, если бы Вы сейчас вошли!
==========
И спасибо за всё.
Примечания
11
Небосвод над этой крышей Так высок, так чист! Стройный вяз над этой крышей Наклоняет лист...
Что ж ты сделал, ты, что плачешь Много-много дней, Что ж ты сделал, ты, что плачешь, С юностью твоей?
(П. Верлен пер. В. Брюсова)
|
12 Букв.: мели (фр.), здесь: дол.
13 «Всё понять значит всё простить» (фр.)
14 «Самая красивая девушка может дать только то, что имеет» (фр.)
15
Всё-таки (фр.)
|