1.III.1926 г.
Дорогая моя Женечка!
Все чаще и чаще начинает меня тянуть в Судак. У нас уже пахнет весной, и я с умилением вспоминаю первые зацветающие миндали и как по канавкам бежит вода.
Зима у нас в этом году была прекрасная благословенная: такого снега, белизны и пышности я уже несколько лет не видела, и я каждое утро, подходя к окну, ей радовалась.
В общем, несмотря на то, что я почти всю зиму прохворала, мне было как-то удивительно и хорошо и очень грустно.
Письмо твое читала с большой нежностью. Дорогая моя, далекий друг! Спасибо за твои любовные слова и за чудесные Адины стихи.
Если выйдет наш альманах, постараемся напечатать их хотя бы в некрологе. Это единственный способ увидеть их в печати, безумное время!
Некролог буду писать не я, а Маргарита Мариановна Тумповская (она родствсннца Любе и Евг<ении> Антоновне)1. Я решила так потому, что не могу и не хочу писать об Аде меньше того, что я о ней думаю и чувствую, а Маргарита Марьянов<на> уже писала о ней для энциклопедии: ей эту заметку заказали, а потом «раздумали» и решили не печатать.
Я очень много времени и души отдаю нашему издательству. Мы очень бедны и горды и нам очень трудно, но у меня полная уверенность в том, что мы живучи, п<отому> ч<то> вызваны к жизни самой жизнию, а не выдумкой. Со всех сторон к нам тянутся поэты: всем сейчас деваться некуда. Сейчас находятся в печати 10 сборников, так мы будем аукаться друг с другом в это страшное дремучее время. Надеюсь, что моя книжка выйдет в 1-й половине марта. Тогда сейчас же пришлю. Там есть стихи к Аде и к тебе2. Посылаю тебе 4 новых стихотворения3. Если я не замолчу, то через несколько месяцев наберется и книжечка: «Сны»4.
Напиши мне, где ты думаешь печатать твоего Эдгара По?5 Очень, очень хочется увидеть его, наконец, в печати!
Заходила ко мне Е.Н.Ребикова6. Много рассказывала об Аде и о тебе. Я ей очень была рада.
Напиши мне поскорее. Евг<ении> Ант<оновне> нежный мой привет, Люб<ови> Алекс<андровне> тоже. Я на одном концерте встретила Василису Алекс<андровну>7 красивая женщина, но для меня какая-то жуткая. Приезжала к нам Марианна Эбергардт8; 3 дня прожила у Машеньки. Она все такая же милая. Машенька последнее время погрустнела, меня это очень огорчает. Пусть Люб<овь> Алекс<андровна> ей получше пишет. Целую тебя, моя дорогая, нежно.
Твоя София.
[На полях:] Ольга Николаевна шлет сердечный привет.
[Приложены стихи:]
* * *
А под навесом лошадь фыркает И сено вкусно так жует... И, как слепец за поводыркой, Вновь за душою плоть идет.
Не на свиданье с гордой Музою По ней не стосковалась я, К последней,
бессловесной музыке Веди меня, душа моя!
Открыли дверь и тихо вышли мы. Куда ж девалися луга? Вокруг, по-праздничному пышные, Стоят высокие снега...
От грусти и от умиления Пошевельнуться не могу. А там, вдали, следы оленьи На голубеющем снегу.
17.II.1926 г.
|
* * *
Ведь я пою о той весне, Которой в яви нет, Но, как лунатик, ты во сне Идешь на тихий свет,
И музыка скупая слов Уже не просто стих, А перекличка наших снов И тайн моих, твоих...
И вот сквозит перед тобой, Как сквозь живой хрусталь, И берег лунно-голубой И снеговая даль.
18.II.1926 г.
|
Посылаю еще одно стихотворение, которое только что написала:
Вокруг ночной пустыней сцена. Из люков духи поднялись, И холодок шевелит стены Животрепещущих кулис.
Окончен ли, или не начат Спектакль? Безлюден черный зал И лишь смычок во мраке плачет О том, чего не досказал.
Я невпопад на сцену вышла И чувствую, что невпопад Какой-то стих уныло-пышный Уста усталые твердят.
Как в платье тесном, душно в плоти, И вдруг, прохладою дыша, Мне кто-то шепчет. «Сбрось лохмотья, Освобожденная душа!»
1.Ш.1926 г.
|
Комментарии
Написано на листе почтовой бумаги в линейку, карандашом, по новой орфографии.
1 Тумповская Маргарита Марьяновна (1891-1942) поэтесса, переводчица. Автор аналитической статьи о поэзии Гумилева (Аполлон. 1917. № 6/7) и неизданного сборника стихотворений «Дикие травы»; была членом «Узла». См. о ней: Бабина Б.А. Февраль 1922 / Публ. В.Захарова // Минувшее: Исторический альманах. Paris, 1986. [Т.]2. С.19-20; Мочалова О. Маргарита // Сумерки. Л., 1990/1991. № 11. С.145-149; Козырева М. Маргарита Марьяновна Тумповская. Лев Семенович Гордон // Там же. С. 151-155. По утверждению О.А.Мочаловой, Тумповская была «убежденной антропософкой» (Там же. С.147), что объясняет ремарку Парнок в скобках.
2 В «Музыке» с посвящением А.К.Герцык напечатано стихотворение «Без посоха и странничьей котомки...»; Е.К.Герцык посвящено стихотворение, заключающее книжку, «Кто разлюбляет плоть, хладеет к воплощенью...» впервые: Русский современник. 1924. Кн. 2 (без посвящения и с опечаткой).
3 Из четырех упомянутых стихотворений мы можем привести только два, записанных на обеих сторонах листка из блокнота. На таком же листке написано и третье, не упомянутое стихотворение. См. их тексты вслед за текстом письма. Все они вошли в сб. «Вполголоса».
4 Книжечка набралась, но озаглавлена была «Вполголоса»; она вышла в апреле 1928 г. в количестве 200 экз. и была последней книжкой Парнок и предпоследней «Узла»; в нее вошли перечисленные выше стихотворения.
5 Монография Е.К.Герцык об Эдгаре По не издана до сих пор; ее рукопись хранится в семейном архиве Герцыков у Т.Н.Жуковской.
6 Ребикова Е.Н. родственница композитора В.Н.Ребикова (1866-1920), жившего с семьей в Крыму.
7 Жуковская Василиса Александровна (1892-1959) сестра Л.А.Герцык.
8 Лицо не установленное.
Источник De Visu. 1994. №5/6 (16)
|