|
Вы здесь: Живое слово >>
Серебряный век >>
Мария Башкирцева >>
Переписка
>>
Л. Гуревич |
Переписка |
В Люксембургском дворце, в Париже, стояла скульптура Ланжепье «Бессмертие» у подножья Ангела Смерти распростерся красивый юноша, держащий таблицу с именами художников, которые умерли молодыми, но заслужили посмертную славу. Среди имен одно женское: русской девушки Марии Башкирцевой (1860 1884).
Мария Константиновна Башкирцева родилась в Гавронцах, недалеко от Полтавы. В десятилетнем возрасте ее увозят во Францию, но она часто приезжает в Россию к отцу. Семнадцати лет она поступает в мастерскую художника Р. Жюльена, а уже через три года выставляет в Парижском салоне свои первые картины, привлекшие внимание публики и критики. Лучшее ее произведение того времени «Митинг» (оживленная беседа шестерых мальчуганов) получает на конкурсе ученических работ золотую медаль, картину приобретает Люксембургский музей. Ее пейзажи, портреты, жанровые картины ныне находятся в музеях Украины; картины «Осень», «Дождевой зонтик», «Жан и Жак» в Государственном Русском музее в Ленинграде; «Женский портрет» в Третьяковской галерее. Мария Башкирцева за свою короткую жизнь написала не менее ста работ, в последний год жизни она задумала панно «Весна», статую «Навсикая», грандиозное полотно «Святые жены над опустевшей могилой Спасителя» и до последних дней надеялась, что срок ее земного существования будет чудесно продлен и она сумеет закончить задуманное. Но мечтам ее не суждено было сбыться. Мария Башкирцева умерла, не дожив до двадцати четырех лет.
Мать исполняет желание дочери, издает ее дневники, а в 1888 году «Северный Вестник» публикует их на русском языке. Литературное приложение к газете «Гражданин» печатает восторженный очерк Анатоля Франса «Мария Башкирцева». В начале девяностых годов в товариществе Вольфа появляется «Дневник» отдельной книгой, которая выдерживает несколько изданий. Поразительна популярность в России этой единственной в своем роде книги. Во многих городах устраиваются чтения, посвященные Марии Башкирцевой. «Дневником» зачитываются и молодежь, и люди многоопытные, творцы. Репин, Брюсов, Хлебников поражаются беспримерной искренности молодой художницы. Свою первую книгу
«Вечерний альбом», вышедшую в Москве в 1910 году, Марина Цветаева посвящает «блестящей памяти Марии Башкирцевой», а в письме к В Розанову от 7 марта 1914 года Цветаева признается» Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумною любовью Я целые два года жила тоскою о ней Она для меня так же жива, как я сама» Анастасия Цветаева вспоминает, что Марина переписывалась с матерью Башкирцевой и свою третью книгу хотела назвать «Мария Башкирцева».
Мария Башкирцева выразила свою личность в картинах, дневниковых записях и письмах, которые имеют необычайную документальную ценность Раскрывая мир своих чувств, волнений. искушений, порывов, она исполняет свое заветное желание «остаться в этой жизни» Но в самых смелых и высоких мечтах она не смогла предугадать меры своего влияния на два поколения русских людей Чтение дневника заряжало людей вольным духом творчества, побуждало размышлять об истоках своей личности, оценивая свое и авторское мироощущение Расставаясь с дневником, чувствуешь, будто произошла утрата очень близкого и дорогого человека «Дневник» обрывается за несколько дней до смерти Марии Башкирцевой.
В настоящем альманахе мы публикуем короткий очерк о Марии Башкирцевой писателя и драматурга Франсуа Коппе; ее переписку с Ги де Мопассаном, предисловие к «Дневнику» Переводили очерк Франсуа Коппе и предисловие Л. Гуревич, письма М. Башкирцевой М. Гельрот; письма Ги де Мопассана О. Моисеенко и Н. Пожарский.
В 1989 году имеем намерение публиковать «Дневник» Марии Башкирцевой с самого начала, с 1872 года.
Источник:
Лазурь: литературно-художественный и
критико-публицистический альманах. М., 1989.
Следующее |
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена