|
Вы здесь: Живое слово >> Серебряный век >> Черубина де Габриак >> Судьба >> Автобиография |
СудьбаЧерубина де Габриак |
Родилась в Петербурге 31 марта 1887 года.
Небогатая дворянская семья. Много традиций, мечтаний о прошлом и беспомощности в настоящем. Мать по отцу украинка, и тип и лицо все от нее внешнее. Отец по матери швед. Очень замкнутый мечтатель, неудачник, учитель Средней школы, рано умерший от чахотки. Была сестра немного старше, рано 24 лет умерла. Очень трагично. Впечатленье на всю жизнь. Есть брат старший.
Я младшая, очень, очень болезненная, с 7 до 16 лет почти все время лежала туберкулез и костей и легких; все это до сих пор, до сих пор хромаю, потому что болит нога.
Больше всего могу сказать сейчас о своем детстве и о любимых поэтах.
Мое детство все связано с Медным всадником, Сфинксами на Неве и Казанским собором.
Я росла одна, потому что я младшая и потому что до 16 лет я была всегда больна мучительными болезнями, месяцами державшими меня в забытьи. Мое первое воспоминанье в жизни: возвращенье к жизни после многочасового обморока наклоненное лицо мамы с янтарными глазами и колокольный звон. Мне было 7 лет. Все, что было до 7 лет, я забыла. На дворе август с желтыми листьями и красными яблоками. Какое сладостное чувство земной неволи!
А потом долгие годы... я прикована к кровати и больше всего полюбила длинные ночи и красную лампадку у Божьей Матери Всех Скорбящих. А бабушка заставляла ночью целовать образ Целителя Пантелеймона и говорить: «Младенец Пантелеймон! Исцели младенца Елисавету!» И я думала, что если мы оба младенца, то Он лучше меня поймет.
А когда встала, то почти не могла ходить (и с тех пор немного хромаю) и долго лежала у камина, а моя сестра читала мне сказку Андерсена про Морскую Царевну, которой тоже было больно ступать1. И с тех пор, когда я иду и мне больно, я всегда невольно думаю о Морской Царевне и радуюсь, что я не немая. Люди, которых воспитывали болезни, они совсем иные, совсем особенные.
Мне кажется, что в 1617 лет я знала больше и вернее. Мне кажется, что с 18-ти лет я пошла по пыльным дорогам жизни, и что постепенно утрачивалось мое темное ведение и вот сейчас я ничего не знаю, но только что-то слышу, и верю в то, что слышу, а им всем кажется, что у меня открытые глаза.
И мне хочется, чтобы кто-нибудь стал моим зеркалом и показал меня мне самой хоть на одно мгновенье. Мне тяжело нести свою душу.
В детстве я больше всего любила сказки Кота-Мурлыки, особенно «Милу и Нолли»; я уже давно не читала их, но трепет до сих пор! А потом полюбила Гофмана.
Я никогда не любила и не буду любить Брюсова, но прошла через Бальмонта и также через Уайльда и Гюисманса, и мне близок был путь Дюрталя 2.
В детстве, лет 1415, я мечтала стать святой и радовалась тому, что я больна темным, неведомым недугом и близка к смерти. Я целых 10 месяцев была погружена во мрак, я была слепой, мне было 9 лет. Я совсем не боялась и не боюсь смерти, я 7-и лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и Дьявола. И это осталось до сих пор. Тот мир для меня бесконечно привлекателен. Мне кажется, что вся ложь моей жизни превратится в правду, и там, оттуда, я сумею любить так, как хочу.
Но я хочу задолго знать о том, что мне предстоит радость этого перехода, готовиться к нему... А мне грозит мгновенная и неожиданная смерть.
От детства я сохранила облик «Рыцаря Печального Образа» самого прекрасного рыцаря для меня Дон Кихота. Он один во всей толпе прекрасен, потому что Он не боится преувеличений, и Он один видит красоту. С детства он мой любимый герой, и я бы хотела написать «Венок»: «Мои герои» венцом их был бы Дон Кихот.
И еще мой любимый образ, я давно его ношу, но не смею о нем писать Прекрасная Дама Дульцинея Тобосская...
.....................................................…..........................................
Гимназию окончила поздно, 17-ти лет, в 1904 г. с медалью, конечно. Потом поступила в Женский Императорский Педагогический институт и окончила его в 1908 г. по двум специальностям: средняя история и французская средневековая литература. В это же время была вольнослушательницей в Университете по испанской литературе и старофранцузскому языку. После была и училась в Париже, в Сорбонне бросила. В 1911 (весной) замужество и отъезд в Туркестан.
И вот до 1918 г., когда я из Петербурга приехала в Е<катеринода>р, все время живя в Петербурге, к<а>к в основном моем месте,ездила в Туркестан (ТашкентСамаркандЧарджуй), в Германию, главным образом в Мюнхен, в Швейцарию, Финляндию, Грузию и еще много куда по России.
Внешняя жизнь незначительна и бедна событиями. Лучше вспомнить знакомства, встречи и любимых поэтов.
Видели вы итальянок на картинах Карла Брюллова? С четким профилем, с блестящими черными волосами? Вот такая моя Лида Брюллова, почти моя сестра, мою мать она называет «мама», мы росли вместе, она прекрасна и лицом и душою. Она ждет меня на Севере. Ее дети почти мои дети, Юрий и Наташа3.
Мой очень близкий друг и даже учитель Максимилиан Волошин, я его очень люблю.
Хорошо знакома с Андреем Белым. Я оч<ень> люблю, когда А. Белый сам читает свои произведения. У него удивительный голос и то, что он из него делает.
Знаю Вячеслава Иванова, бывала и занималась у него на «Башне», он мне близок. Встречала Иннокентия Федоровича Анненского в год его смерти и люблю, конечно. Знала М. А. Кузмина, не очень люблю его. Ахматову иногда люблю, незнакома.
Только издали была знакома с Блоком, не хотела ближе, чтобы сохранить облик любимого поэта. В Вольфиле4 сейчас цикл памяти Блока, читают его письма. Прочла поэму «Возмездие». Я потрясена ею.
Не люблю Гиппиус встречалась издали5. Совсем не знаю гр. В. А. Комаровского.
Всячески люблю, нежной любовью Елену Гуро, весь ее облик. Последнюю зиму ее жизни бывала у нее часто. У нее была обаятельная душа! У Гуро я больше всего люблю «Сон» и неизданную рукопись философско-литературного дневника, называется: «Бедный или милый рыцарь». Напрашивается некоторое сближение с Александром Добролюбовым: «Из книги Невидимой».
Н. Гумилева встречала в 1907 и 1909 годах.
Больше, гораздо больше я знаю М. Волошина, видела его всю жизнь. Считаю его очень большим художником, с причудами, которые не мешают его charm'y. Он все же выше их. У него большая эрудиция и особое уменье брать слово.
Мои встречи с Максимилианом Александровичем относятся к годам: 1909, 1916, 1919, 1923. В последний раз я видела М. А-ча в посту 1927 г., когда он был в СПБ. Акварели М. А. похожи на жемчужины и на самые нежные работы японских мастеров. Если в его теперешних стихах весь целиком его дух, то в его акварелях осталась его душа, которую мало кто угадывает до конца.
Я люблю «Венки», больше всего «Corona Astralis» и «Lunaria»6. Считаю М, Волошина непревзойденным в спаянности венков. Моя «Золотая ветвь» мне дорога. Она посвящена М. Волошину. Да ведь в поэзии Черубина его крестная дочь.
Я люблю мои стихи только пока пишу, а потом они к<а>к отмершие снежинки, оттого я их не собираю. Я всегда боюсь, что больше не буду писать, и всегда, когда пишу, думаю, что утратила способность писать.
Есть одно определенье, которое и меня всю жизнь мучило: Сивилла. Но какая Сивилла! Погас ее пламень для нас, современных сивилл, и мы только «помним имена».
С детства, лет с 13-ти для меня очень многим была Мирра7. То, что Д. Щербинский8 называет сивиллиным во мне, а я иногда считаю просто прозреньем средневековой колдуньи, вот это влекло меня к Мирре.
Бойтесь, бойтесь в час полуденный выйти на дорогу В этот час уходят ангелы поклоняться Богу. В этот час бесовским воинствам власть дана такая, Что трепещут силы праведных у преддверья Рая... |
Мирра оказала на меня очень большое влияние, я в детстве (1315 л.) считала ее недосягаемым идеалом и дрожала, читая ее стихи. А потом уже во втором периоде явилась Каролина9.
Моя напасть! мое богатство! Мое святое ремесло! |
Обе они мне так близки, обе так бесконечно недосягаемы.
Мирра, Каролина и еще вот... Кассандра10. Стихи Кассандры: они меня пленили, совсем пленили, особенно русские; «Моя любовь не девочка»... и о Финисте, В ней есть то, чего так хотела я и чего нет и не будет: подлинно русское, от Китежа, от раскольничьей Волги. Мне так радостно, что есть Кассандра... Но к<а>к всегда боль не зависти, а горечи!). Все поэты Именем Бога, а я? Я нет. Я рассыпающая жемчуга.
Я мало могу сказать о своем отношении к современному литературному Петербургу, я ведь схимница и келья моя закрыта для всех. Да и кто помнит меня. «Черубина» это призрак, живущий для немногих призрачной жизнью.
В самой себе я теперь гораздо ближе к православию, дороже всего для меня Флоренский11, как большая поэма, точно Дантов «Рай»... В нашей старине я очень, очень люблю русское, и все в себе таким чувствую, несмотря на то, что от Запада так много брала, несмотря на то, что я Черубина. Всё пока... всё покров... Я стану Елисаветой.
Между Черубиной 19091910 гг. и ею же с 1915 г. и дальше лежит очень резкая грань. Даже не знаю одна она и та же или уже та умерла. Но не бросаю этого имени, потому что чувствую еще в душе преемственность и, не приемля ни прежней, ни настоящей Черубины, взыскую грядущей. Я еще даже не знаю, поэт я или нет. Может быть, мне и не дано будет узнать это. Одно вернонечто от Сивиллы есть во мне только это горечь уже: в наше время нести эту нить из прошлого, Сивиллину муку настоящего, потому что теперь ей не дано ясного прозрения, но даны минуты ясного сознания, что не в ее силах удержать истоки уходящего под землю ключа.
Так в средние века сжигали на кострах измученную плоть для вящей славы духа.
Теперь от мира я иду в неведомую тишину и не знаю, приду ли. И странно, когда меня называют по имени... И я знаю, что я уже давно умерла,все вы любите умершую Черубину, которая хотела все воплотить в лике... и умерла. А теперь другая Черубина, еще не воскресшая, еще немая...
Не убьет ли эта теперешняя, кот<ор>ая знает, что колдунья, чтобы не погибнуть на костре, должна стать святой, не убьет ли она облик девушки из Атлантиды, которая все могла и ничего не сумела? Не убьет ли?
Сейчас мне больно от людей, от их чувств и, главное, от громкого голоса.
Душа уже надела схиму.
1927.
Примечания
В основу «Автобиографии» легли некоторые письма Елис. Васильевой (так она иногда подписывала свои письма) к Е. Я. Архиппову.
1 Имеется в виду сказка Андерсена «Русалочка».
2 Дюртальгерой романа Ж. Гюисманса «Там внизу» (1891, русский перевод 1907 год).
3 Лидия Павловна Брюллова (18861954)поэтесса, секретарь редакции журнала «Аполлон», мать поэта, участника ОВЭРИУ (Объединения Реального Искусства) Юрия Владимирова (19081931). Б. Васильева посвятила ей несколько стихотворений: «Оделся Ахен весь зелеными ветвями...» (1610), «Моей одной» («Есть два крестато два креста печали...») и другие. Репрессирована в 1935 году. Умерла в ссылке.
4 «Вольфила» Вольная философская ассоциация, существовала в Петрограде в 19191924 годах (отделение в Москве, с 1921-го). Среди ее учредителей Андрей Белый, А. Блок, Р. Иванов-Раэумник, В. Мейерхольд, К. Петров-Водкин.
5 Речь идет о Зинаиде Гиппиус (18691945), русской поэтессе, прозаике, критике, мемуаристке.
6 «Corona Astralls» и «Lunaria» венки сонетов. Первый с посвящением «Елизавете Ивановне Дмитриевой» и подписанный: «Коктебель. Август 1909 года» вошел в сборник М. Волошина «Стихотворения. 19001910» (М., «Гриф», 1910). Второй в сборник «Иверни» (М., «Творчество», 1918).
7 Мария (Мирра) Александровна Лохвицкая (18691905)русская поэтесса. Далее строчки из стихотворения М. Лохвицкой «В час полуденный». В оригинале последняя отрока звучит так: «Что трепещут души праведных у преддверья Рая!»
8 Д. Щербинский один из псевдонимов поэта, литературоведа и библиографа Е. Я. Архиппова. Е. Васильева имеет в виду неопубликованную статью Архиппова, подписанную этим псевдонимом. Е. Архиппову принадлежит первая «Библиография Иннокентия Анненского» (М., «Жатва», 1914).
9 Каролина Карловна Павлова (1807 1893)русская поэтесса. Дальшестрочки из стихотворения К. Павловой «Ты, уцелевший в сердце нищем...» (1854).
10 Вера Александровна Меркурьева (18761943)поэтесса и переводчица.
11 Павел Александрович Флоренский (18821937?)русский религиозный философ и ученый. Могу предположить, что Е. Васильева находилась под впечатлением труда П. Флоренского «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» (М.,«Путь», 1914).
Источник: Елис. Васильева. «Две вещи в мире для меня
всегда были самыми святыми: стихи и любовь».
«Новый мир». №12, 1988, с. 168-170Публикация Вл. Глоцера
Следующее
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена