|
Вы здесь: Живое слово >> Психология >> Роберт Антон Уилсон. Космический триггер >> Визит в Мигогбрук |
Предыдущее |
Следующей случайностью, типичной для сети, стала моя встреча с д-ром Тимоти Лири, человеком, который, по мнению его врагов, промыл мозги всего поколения отравляющими сознание наркотиками, а по мнению его друзей открыл путь освобождения человеческого сознания от культурно обусловленных ограничений.
Я познакомился с Лири через Ральфа Гинзбурга, который в 1964 году предложил мне должность заместителя редактора в журнале «Факт». Хотя я обожал нашу крошечную ферму в Огайо, а мои дети яростно сопротивлялись возвращению в Нью-Йорк, Ральф соблазнил меня заманчивым годовым доходом в два раза большим, чем мне удавалось заработать между фермой и работой в городе. Я купил цивилизованную городскую одежду, выбросил последние пейотные грибочки и вернулся в урбанистический улей. Шаман вновь, так сказать, одомашнился.
Я хотел взять интервью у доктора Лири для журнала «Факт», но Ральф, демонстрируя странную форму «предвидения», которой сопровождалась вся его трудовая деятельность, сказал, что шумиха по поводу психоделических наркотиков поутихла (1964 г.) и эта тема больше никому не интересна (1964 г.), а Тимоти Лири скоро будет забыт (1964 г.). И все же мне хотелось познакомиться с д-ром Лири. Наконец, всеми правдами и неправдами мне удалось выманить у Пола Кесснера из «Реалиста» такое внештатное задание и совершить путешествие (которое вскоре повторят несметные полчища психологов, пасторов, рок-звезд, восточных гуру и молодых искателей Чуда) к озеру Гудзон, в ашрам Миллбрук.
Это было лишь самое начало в истории «сумасшествия шестидесятых», как метко обозначил это время Чарльз Слэк. Тем летом Тимоти Лири, изгнанный из Гарварда за еретические научные исследования и неблаговидное использование Первой Поправки к Конституции, изучал тибетскую «Книгу мертвых» и по-прежнему интенсивно занимался научной клинической психологией.
Об ашраме в Миллбруке так много написано, что нам не стоит входить в мельчайшие подробности. Подъезжая, мы увидели на крыше главного здания чернокожего парня, игравшего на трубе прекрасный джаз в полном одиночестве, а на стенах буквально каждой комнаты висели знаменитые психоделические коллажи. Но в общем и целом особняк весьма смахивал на место, где ученые проводят научные семинары. Если Гордон Лидди и прятался в кустах, пытаясь подсмотреть в бинокль за сексуальными оргиями и другими отвратительными преступлениями, то в тот конкретный день он, наверняка, страшно скучал.
При первом знакомстве Тим производил впечатление типичного университетского профессора средних лет, правда, с виду более спортивного, чем остальная академическая братия. Мы упоминаем об этом потому, что в последующие годы он стал выглядеть намного моложе. Когда позднее мы будем обсуждать теорию метапрограммирования и исследования Пола Сигалла по аминокислотам, связанным с психоделиками и старением, то обнаружим некоторые доказательства, которые указывают на то, что моложавый облик д-ра Лири, возможно, имел биохимическое объяснение. Помимо того, что Тим был атлетически сложенным мужчиной средних лет, он отличался необыкновенной свободой от пространственно-временных условностей, характерных для обычного американца. Порой во время разговора с вами он мог подойти к вам очень близко, как это делают мексиканцы, или смотреть в глаза не отводя взгляд, как это распространено среди американцев. И если вы начинали из-за этого нервничать, он отходил назад и давал вам возможность расслабиться. И, коненчо, уже тогда на его губах играла «знаменитая усмешка Лири».
«Во время кислотного путешествия добиваешься самых лучших результатов тогда, когда трахаешь того, кого по-настоящему любишь, сказал он в тот день. В это время нервная система наиболее открыта, наиболее некондиционирована и готова принять совершенно новый импринт».
Тима порадовало, что Репортер достаточно разбирался в психологии, чтобы оперировать терминами «игра с нулевым итогом», «закрепление условного рефлекса», «трансакция» и т. п., а особенно он был доволен, что в отличие от любого другого берущего интервью журналиста, с которыми он встречался, этот Репортер читал его книгу «Межперсональный диагноз личности» и хотел расспросить о том, как пространственно-временные трансформации психоделического странствия коррелируют с пространственно-временными типами личности, которые он выделил в этой работе.
«ЛСД вынимает вас из нормального пространственно-временного эго», кратко сказал он. «Я всегда прохожу через процесс, в котором космическая игра подходит к концу, временная игра подходит к концу, а затем игра Тимоти Лири подходит к концу. Это кульминация, и в этот момент можно создать новый нейрологический импринт, потому что тогда все старые импринты на некоторое время приостанавливают свое действие».
Репортер поинтересовался мнением о пейоте, ЛСД, и реальности выхода из тела в такие критические моменты.
«Пока я не проведу эксперимент, чтобы по-настоящему проверить, выходит ли человек из тела, сказал Тимоти, я попросту не буду о этом говорить. На данный момент это сугубо субъективное мнение».
Безусловно, самоое устойчивое впечатление Репортера в тот день что Тимоти Лири это человек, который ненавидит, не терпит и презирает людей, которые совершают эпистемологический грех «построения домыслов за рамками фактов». Каждый ответ, который он давал, строился либо на выводах, сделанных из результатов экспериментов, либо содержал обещание, в котором выражалась надежда найти способ экспериментально проверить результаты по мере продолжения работы.
Лири также подчеркнул (как он делал это перед всеми репортерами), что ощущение при приеме психоделических наркотиков это синергический результат трех неаддитивных факторов:
(1) дозировки употребляемых препаратов;
(2) установки ожиданий, эмоциональных статусных игр, личностных характеристик и профессиональных способностей человека и пр.; и
(3) обстановки истинных событий в пространстве-времени. Репортер прекрасно это понимал и аккуратно его цитировал; мы часто удивлялись, почему другие репортеры понимали его столь убого и так возмутительно искажали его слова.
Возможно, синергическая теория «дозировки, установки и обстановки» это выдающийся вклад д-ра Лири в психофармакологию (позже мы поговорим о его вкладе в другие науки), но журналистская братия понимала его примерно так, как малообразованный человек понимает эквивалентность массы и энергии Эйнштейна и может сказать, что Е = чему-то-такому-или-еще-чему-то.
В тот день мы больше всего говорили о теории игр. Когда мы приехали, Тимоти конечно же играл в бейсбол на лужайке Миллбрука, и с тех пор бейсбол неотступно всплывал в нашем разговоре на метафорическом уровне. Еще в 1957 году он отказался от понятий «психолог» и «пациент», заменяя их концепцией «исследовательской команды». Он был убежден, что иерархия, подразумеваемая понятиями «психолог» (высшая собака) и «пациент» (низшая собака), заранее настраивает на определенные выводы. Теперь он хотел исследовать все межперсональные отношения в терминах «игровой модели» Монгенштерна фон Неймана.
По мнению экономиста Оскара Монгенштерна и математика Джона фон Неймана, выраженному в их эпохальном труде «Теория игр и экономическое поведение», большинство человеческих трансакций можно проанализировать математически, если относиться к ним как к играм. Лири написал свою диссертацию по групповой терапии (и это в то время, когда один из его факультетских руководителей с негодованием твердил: «Молодой человек, групповая терапия это логическая несообразность!») и проанализировал личность как групповой процесс, характеризуемый принципами межперсональной политики. Проще говоря, он считал эти стереотипные групповые процессы определения реальности играми.
Что на самом деле делают игроки в пространстве-времени? риторически вопрошал Лири в тот день. «Кто отбивает? Кто подает? Каковы правила игры? Каково максимальное число плохих ударов, после которых ты в ауте? Кто составляет правила? Кто может изменить правила? Вот самые главные вопросы. Если любой из тех, кто здесь находится, будет говорить о «болезни», «неврозе», «эго», «инстинкте», «зрелости» или любой другой метафизической чуши, его вышвырнут отсюда к чертовой матери».
Фактически Лири продолжал отрицать всю психологическую терминологию, считая ее донаучнои и расплывчатой. «Мы заключили между собой соглашение, сказал он, что будем говорить дельно, а это подразумевает указание на положение тел в пространстве-времени и разновидность сигналов, которыми эти тела обмениваются».
Это было основное методологическое положение постэйнштейновской физики, но Лири максимально расширил сферу его применения. Ни о ком нельзя говорить, что он «психически здоров» или «психически болен», «прав» или «неправ», «галлюцинирует» или «не галлюцинирует», ибо все эти слова лишь оценочные суждения, которые зависят от различных предубеждений наблюдателя. С объективной и релятивистской точки зрения, все, что происходило в межперсональных отношениях, можно было представить так: многочисленные партии и коалиции договаривались о контроле над нейромышечным пространством (этнологическая территория) или о праве устанавливать игру для всех других игроков (идеологическая территория).
Главным оппонентом Лири в Гарварде был д-р Скиннер, пионер бихевиористского подхода, отрицавший интуитивистские и поэтические психологии фрейдистов и юнгианцев, считая их ненаучными. Хотя Лири с этим соглашался, он ощущал, что сам Скиннер тоже свернул с правильного курса, используя в качестве модели маятниковые механизмы (действие противодействие) ньютоновской физики. «Психология не станет научной, взяв за образец физику прошлых веков, сказал он, Мы должны научиться использовать лучшие модели физики этого столетия». Он чувствовал, что такие модели будут релятивистскими и будут описывать различные координаты реальности, которые ощущаются телами при обмене сигналами в пространстве времени.
В последующие несколько лет такое множество людей было шокировано и поставлено в тупик «психоделическим Гуру» (Тимом Лири), что эту мысль, которая лежала в основе его работы, вообще не поняли.
Реализуя в 1961 1962 годах проект по реабилитации заключенных, к участию в котором Лири был привлечен массачусетским отделом исправительных работ, Тимоти запрещал своим сотрудникам рассуждать, становятся заключенные «хуже» или «лучше».
«Где находятся их тела в пространстве времени? Какими сигналами они обмениваются?» спрашивал он вновь и вновь. Он разработал семимерную игровую модель и настаивал на анализе общего поведения с точки зрения:
1) разыгрываемых ролей;
2) правил, признаваемых всеми игроками;
3) стратегии победы (или мазохистской победы-в-поражении);
4) целей игры, отвечающих требованиям;
5) языка игры и подразумеваемого семантического мировоззрения;
6) пространственно-временных шаблонов,
7) специфических движений в пространстве времени.
«Если ты не можешь описать эти семь измерений группового поведения, значит, ты вообще не понимаешь их игру, говорил Лири Репортеру. Большинство так называемых «неврозов» лучше всего анализируются, если представить, что человек, собираясь играть в футбол, попал на бейсбольное поле. И если он считает футбол единственной игрой во вселенной, то игроки-бейсболисты покажутся ему извращенцами или психами. А если сами игроки считают единственной игрой во вселенной бейсбол, то за психа примут его».
Лири добавил, что тибетская «Книга мертвых» это «пособие по одному виду игры, которая изменяет сознание». Оно помогает проводить репрограммирующие сеансы ЛСД, так как ЛСД «приостанавливает действие импринтированных нейрологических игр» и позволяет «импринтировать новые игры».
(В 1957 году чехословацкий психиатр Рубечек предположил, что «ЛСД приостанавливает действие условных рефлексов, или кондиционирования». Лири был первым, кто сказал, что ЛСД действует глубже уровня кондиционирования и непосредственно изменяет основные импринты: нейрогенети-ческие границы обычно не изменяются под действием прямого или обратного кондиционирования.)
«Вы на самом деле имеете в виду использование этих наркотиков для трансформации всей личности?, в какой-то момент спросил Репортер. И эго, и сознания, и эмоций, и всего...»
«Да, ответил Тим. В этом основная суть. ЛСД при правильной установке и обстановке может трансформировать все, что мы считаем нами. Поэтому ЛСД самое эффективное средство в мире по промыванию мозгов. В этом и кроется суть моих двух заповедей».
«Две заповеди для Нейрологической Эпохи» д-ра Лири, опубликованные в нескольких его книгах и статьях шестидесятых годов, таковы:
1. «Не изменяй сознание ближнего без его или ее согласия».
2. «Не препятствуй ближнему изменять его или ее сознание».
Лири хотел, чтобы прием психоделиков контролировался и регулировался клиническими врачами и психологами-клиницистами, которые руководствовались бы профессиональным моральным кодексом, защищающим права субъектов.
(В сущности, он вообще не любил слово «субъекты» и эгалитарно предпочитал называть своих подопечных в каждом эксперименте «коллегами-исследователями»). Он был убежден, что передача контроля в руки правительства приведет к злоупотреблениям и незаконным махинациям с наркотиками. Ряд последних разоблачений, касающихся исследовательских программ ЦРУ, недвусмысленно показывают, что опасения Лири были не напрасны.
Лири представлял, что идеальная клиника по реимпринтингу должна работать следующим образом. Допустим, у вас есть личностная проблема и вы хотите измениться.
Возможно, вы фетишист, или слишком много пьете, или чувствуете, что не разбираетесь в математике, или ничего не умеете делать руками. Короче, это может быть все что угодно. Вы отправляетесь в клинику и обсуждаете эту проблему с экспертом по изменению поведения. Он излагает вам теорию, которая лежит в основе психоделического импринтинга, и дает вам стопку книг, в которых четко формулируются все доводы «за» и «против» этой теории (в том числе статьи тех, кто утверждает, что это вообще не работает или слишком опасно).
В течение недели вы размышляете. Если вы приходите к выводу, что теория хороша, то договариваетесь о следующей встрече. Если персонал клиники решает, что вы приемлемый субъект (не предрасположенный к психическим заболеваниям или чрезмерной уязвимости), то вы вместе с экспертом по изменению поведения разрабатываете «маршрут путешествия». Это программа, в которую может входить использование музыки и ритуалов, или простая техника последовательной релаксации ваших напряженных мышц. В момент кульминации создается импринт. Вы возвращаетесь из путешествия с новой реальностью: то, что было невидимым или невозможным раньше, теперь стало частью вашего «я» и вашего поля восприятия.
Лири опробовал эту технику в проекте реабилитации тюремных заключенных и утверждает, что сократил уровень рецидивизма (новых преступлений) на восемьдесят процентов.
Лири определял успех или неудачу [16] с точки зрения пространственно-временного положения тел заключенных через два года после освобождения из тюрьмы. На тот момент он с удовольствием отмечал, что свыше восьмидесяти процентов заключенных по-прежнему находятся за пределами тюрьмы, хотя большинство вышедших на свободу заключенных в течение двух лет снова попадает в тюрьму. Через пятнадцать лет, в 1976 году, доктор Уолтер Хастон Кларк отметил, что тела большинства известных ему «заключенных Лири» все еще находятся вне тюрьмы в пространстве времени. [17]
Доктор Алперт воспользовался такой же методологией при лечении человека, который страдал непреодолимым гомосексуальным влечением, но хотел обрести способность к сексуальным контактам с женщинами. Потребовалось всего лишь три сеанса, причем один из них был посвящен разработке программы вместе с пациентом. За два кислотных путешествия с: а) порнографией и б) женским сексом терапевт импринтировал новую реальность: этот человек стал в основном гетеросексуалом. Любому модификатору поведения, работающему без ЛСД, удалось бы добиться такой трансформации не менее чем за несколько месяцев кондиционирования. [18]
Повторно обращаю ваше внимание: Лири никогда не утверждал, что такие результаты могут быть получены без соответствующей установки и обстановки, а также всестороннего сотрудничества между человеком, стремящимся к изменению своего поведения, и прикрепленным к нему клиницистом (или клиницистами).
Лири утверждал, что при выполнении этих условий и неукоснительном следовании «двум заповедям» можно добиться в высшей степени положительных результатов.
Но он особенно акцентировал внимание на том, что при игнорировании этих параметров весь процесс превращается в психическое изнасилование, которое может стать тяжелейшей травмой для субъекта.
«Самое главное правило, оживленно говорил он Репортеру, состоит в том, что сам путешественник решает, какое изменение поведения ему желательно. И никто другой не имеет права решать за него».
В тот летний день 1964 года я считал эту эйнштейновскую и анархистскую разновидность скиннеровской модификации поведения одновременно увлекательной и обнадеживающей. Я решил, что д-ра Лири ни в коем случае не следут выпускать из виду и что этот человек в ближайшие десять лет сделает большое дело. У меня и в мыслях не было, что четыре года из этих десяти лет д-ру Лири придется бороться за то, чтобы не сесть в тюрьму, а остальные шесть за то, чтобы выйти из тюрьмы.
Следующее
|
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|