|
Вы здесь: Живое слово >> Психология >> Клаудио Наранхо. Энеа-типологические структуры личности >> Глава третья |
Предыдущее |
Тщеславие это страстная забота о своем имидже, или страсть жить для чужих глаз. Жизнь для того, чтобы произвести впечатление, подразумевает, что человека заботят не собственные переживания, а ожидания или фантазии других людей, то есть в нем сильны тщеславные устремления. Ничему больше так не подойдут слова «суета сует», о чем говорит проповедник в «Экклезиасте», как жизни для эфемерного, иллюзорного имиджа (в противоположность жизни, исходя из собственных возможностей).
Говорить о тщеславии как о жизни для собственного имиджа все равно, что говорить о нарциссизме, и, действительно, можно рассматривать нарциссизм как универсальный аспект эго-структуры, отмеченной в правом углу энеаграммы. Но, так как слово «нарциссизм» использовалось по отношению ко многим личностным синдромам и особенно благодаря определению ДСР III, по поводу нашего энеа-типа VIII*, я не включил его в качестве рубрики этой главы.
* ДСР III сокращение, используемое в этой книге для Диагностического и Статистического Руководства по умственным расстройствам. Издание третье, переработанное. (Вашингтон, штат Колумбия, Американская психиатрическая ассоциация, 1987).
Тщеславие присутствует в большей степени в «истеричной» области энеаграммы (охватывающей энеа-типы II, III и IV), однако, в случае с гордостью оно удовлетворяется посредством комбинации воображаемой самонапыщенности и поддержки избранных людей, в то время как в энеа-типе III личность мобилизует себя для того, чтобы доказать объективно свою ценность путем активного восполнения собственного имиджа, приближения его к обобщенному идеалу. Это ведет к стремлению достижения успехов и хорошей формы, как это понимается большинством, или в соответствии с общепринятыми стандартами.
Разница между энеа-типами III и IV лежит в основном в том факте, что первый идентифицирует себя с имиджем, который «проходит», в то время как последний имеет дело с имиджем, который его не удовлетворяет, и поэтому ему присущи бесконечные и бесполезные тщеславные попытки утвердиться. В результате энеа-тип III бодр, энеа-тип IV подавлен.
Как упоминалось в предисловии, Ичазо говорил, скорее, об «обмане», чем о тщеславии, как о страсти энеа-типа III, относя тщеславие к сфере фиксаций. Исходя из своего преподавательского опыта, я понимаю тщеславность, скорее, как страсть, близкую к гордости, в то время как в обмане вижу познавательную сущность фиксации в характере энеа-типа III. Слово «обман» не лучшим образом объясняет особый вид введения в заблуждение, сопутствующий тщеславию, так или иначе это ложь в энеа-типе II и обман в энеа-типе VIII, что отличается от недостатка правдивости в отношении к фактам (энеа-тип III может быть достоверным, не искажающим факты источником информации), в тщеславности же присутствует недостаток правдивости по отношению к чувствам и притворство.
В противоположность комичности в энеа-типе II и трагичности в энеа-типе IV характерный настрой энеа-типа III нейтральность, или контролируемость чувств, где признаются и находят свое выражение только «правильные чувства».
Хотя в христианстве в традиционный список грехов включена гордость (superbta), а не тщеславие, мне кажется, что обе эти идеи сопоставимы, что отражается общепринятой символикой, где гордость изображают в виде женщины, смотрящейся в зеркало (как на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов»).
Интересно отметить, что характерологическая диспозиция энеа-типа III единственная диспозиция, не включенная в ДСР III, из чего возникает вопрос, не связано ли это с тем фактом, что эта диспозиция определила формирование модальной личности в американском обществе начиная с двадцатых годов. Эрик Фромм обращается к этому явлению в обсуждении «маркетинговой ориентации» в работе «Человек сам для себя».*
* Фромм Эрик, Человек сам для себя: Введение в психологию этики (Пью Йорк: Халт, Рипехарт и Уипстон, 1964).
Если мы относим подмену себя внешней видимостью к фиксациям энеа-типа III, что же тогда можно считать доминирующей страстью в этом характере?
По моему мнению, наиболее характерным эмоциональным состоянием и в то же самое время тем, что подчеркивает характерную заинтересованность в демонстрации с целью самоудовлетворения, является потребность во внимании, потребность быть замеченным; пережив когда-то разочарование в этом плане, личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. В противовес чувству желания быть замеченным, услышанным, одобренным, в характере энеа-типа III наличествует соответствующее ощущение одиночества, возникающее не только из хронических разочарований в потребности быть чем-то для других, но и из факта, что какого бы успеха не добилась личность, он относится к ее ложному «Я» и к ее манипуляциям. Отсюда возникает вопрос: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, мои деньги, мое хорошенькое личико и т.д.?» Этот вопрос постоянно подпитывается тем, что личностью движет не только страх неудачи в его лихорадочных стремлениях к успехам, но также страх раскрыть себя и быть отвергнутым, показавшись миру без своей маски.
Я включил выражение «относящийся к внешнему впечатлению» к кластеру дескрипторов энеа-типа III вместе с «тщеславностью», что не только относится к страсти производить впечатление, но и включает признание культурных ценностей и замену внутренних ценностей на внешние. В состав кластера тщеславия я включил также «взыскательность по отношению к форме», «подражательность» и «хамелеонство» (в свете чего, например, тщеславие может создать имидж полного безразличия к производимому впечатлению).
В психологию энеа-типа III входит не только страсть к модуляции внешнего впечатления. Умение достигать своих тщеславных целей обычно подкрепляется психозом личности. Так, красивые женщины наиболее вероятно изберут стратегию великолепия (и соответственно экзистенциальную ошибку путать свою внешнюю привлекательность с их истинным «Я»). Кроме характеристик, отражающих обобщенное желание доставлять удовольствия и привлекать, таких как изысканность, предупредительность или великодушие, некоторые черты характера выделяются благодаря своей положительности, что я обсуждаю ниже: стремление к успеху, социальные навыки и умения, забота о внешнем виде.
Энеа-тип III стремится к достижению успехов, это может предполагать стремление к богатству и определенному общественному положению. Так как некоторые черты характером могут рассматриваться как средства для достижения указанных целей, я проанализирую их под этим общим заголовком.
а) Для этих людей характерна способность выполнять работу быстро и точно, что делает из них как хороших секретарей, так и хороших исполнителей. На службе у эффективности их мыслительные процессы стремятся к точности, и часто эти люди имеют склонность к математике. Быстрый темп в работе также характеризует этих людей, он выработался, очевидно, как предпосылка к эффективности, а также из желания благодаря этой особой эффективности выделиться. Эффективность выступает еще и как фактор рациональной и практичной жизненной ориентации ориентации, которую можно часто заметить в характере тех, кто выбрал своей профессией инженерное дело. Хотя здесь имеет место интерес к науке, особое пристрастие этого характера можно лучше всего сформулировать как научность то есть тенденцию недооценивать те виды мыслительных процессов, которые не являются логико-дедуктивными и научными. Эти люди высоко ценят технологию и имеют тенденцию к систематизации, они обладают умением организовать как свой труд, так и деятельность других людей.
б) С сильным стремлением к достижению успехов связана также и мера жестокости во взаимоотношениях людей, когда дело доходит до выбора между успехом и тактичностью. Личности энеа-типа III не могут не только просто быть приятными, их часто описывают как холодных («черствый сухарь») и расчетливых, они используют других людей, так же как и самых себя, в качестве ступенек к своей цели.
в) Тесно связана со стремлением к успеху и такая черта характера, как самоконтроль, также как и контроль над другими и доминирование. Обычно это можно видеть в отношении родителей к своим детям, которым они навязывают не нужные советы или которых они заставляют поступать по-своему (даже в случае, когда для ребенка будет лучше сделать свой выбор самому).
г) Еще одна важная черта характера этой личности, выступающая в качестве средства достижения успеха и победы, соперничество, черта, в свою очередь связанная с жестокостью, со стремлением к эффективности и с использованием обмана, блефа, самовозвеличивания, клеветы и другими проявлениями поведения, которые будут обсуждаться ниже в разделе «манипуляции образа».
д) Понятно, что такие свойства характера, как тревога и напряженность, результат преувеличенного стремления к достижению успеха и подразумеваемого страха поражения,. С этим связано повышение кровяного давления в ответ на стресс и превращение таких людей в личностей хорошо известного типа А.
Еще одна группа черт характера, выделяющаяся среди дескрипторов энеа-типа III, объединяет характеристики «занимательный», «полный энтузиазма», «дурачливый», «обаятельный», «разговорчивый», «приятный», «заслуживающий одобрения и остроумный». В обобщенном виде эту черту характера можно назвать «социальная великолепность», или «социальная демонстрация», что по отношению к статусу может рассматриваться в данном случае как оправдательная мотивация. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».
Эта черта характера, по своей природе сходная с вышеупомянутыми, относится к самоукрашательству и сохранению сексуальной привлекательности черта, ассоциации с которой вызывает образ зеркала в традиционном изображении тщеславия. (Вообще говоря, ни одна из женщин не зависит настолько от косметики, как женщина энеа-типа III). Так же, как культивированная сексуальная привлекательность идет рука об руку с фригидностью, так же, говоря обобщенно, существует особый вид тщеславной красоты: холодная, фарфоровая, кукольная красота формалистичная и эмоционально пустая.
В случае с тремя обобщенными чертами характера: сексуальной привлекательностью, социальной яркостью и стремлением к успеху мы сталкиваемся с различными сторонами внешней привлекательности, посредством чего личность стремится удовлетворить свою жажду бытия и что в то же время скрывает пустоту существования. Так как если страсть выделиться можно понять как переросшую раннюю потребность во внимании и оценке, ее можно понимать также и как следствие противоречия между существующим и представляющимся и соответственно как противоречие между внешней оценкой и внутренней ценностью. Так как обман можно назвать фиксацией, то есть дефектом познания в энеа-типе III, я отдельно сгруппировал несколько дескрипторов, имеющих более тесное к нему отношение, такие как: «становиться маской», «принимать навязываемое мнение», «находиться под влиянием», «фальшивый», «липовый». И как факт, наиболее полно характеризующий этот тип, сюда нужно включить эмоциональное переживание обмана. Хотя, если быть точными, обман идет дальше эмоционального переживания, так как вбирает в себя логическое обоснование и другие действия.
Слова «обман» или «симуляция» могут быть использованы как указатели на определенный тип организации данной личности, проявляющийся в связи с самообманом (вера в идеализированный образ, присутствующий в мире), а также в связи с симуляцией перед внешней аудиторией (как в случае с блефом или показной добротой). Кроме того, это идентификация личности с ролью и маской утрата ощущения, что ты просто играешь роль или надел маску, что ведет к тому, что твоей реальностью становится такой мир, каким его видят другие.
Энеа-тип III не только придает значение внешнему виду, но выработал способность мастерски преподнести себя, других, события и идеи. Особый дар продавать и рекламировать, который характеризует этих людей, является, очевидно, обобщенной способностью, развившейся первоначально из желания «преподнести себя» и выдвинуться. Так, они не только интересуются такими вещами, как их одежда, косметика и демонстрация хороших манер, они эксперты по комплектованию товаров и информации и превосходят других в рекламной индустрии. Черта характера, побуждающая выдвигать других, явно или скрыто может быть сродни другой черте: способности преподносить вещи или людей в плохом виде с целью манипулирования их имиджем неблагоприятным образом, что может быть сделано не только путем злословия, но и посредством искушенного социального умения, когда можно казаться приятным, очерняя при этом оппонента или соперника.
Тесно связана с группой черт характера, имеющих отношение к внешнему виду и умению преподать себя, еще одна черта, касающаяся тех ценностей, в соответствии с которыми формируется идеальное «Я». Они не являются ни подлинными, ни исконными, они воспринимаются извне личностью, которая больше других поддается чужому влиянию и выработала в себе способность проводить скрытые и постоянные «маркетингевые исследования» в окружении на предмет его мыслей, чувств и действий.
Способность к идентификации себя с доминирующими ценностями воплощает как склонность поддаваться чужому влиянию, так и хамелеонство в энеа-типе III вообще, то есть его готовность изменить свое мнение или внешность в соответствии с модой. С этой чертой связана прогрессивная и консервативная диспозиция энеа-типа III диспозиция не безоговорочно консервативная, как в энеа-типе IX, но представляющая собой комбинацию конформизма со стремлением к прогрессу или совершенству (результатом чего является ориентация на моду и авангард) без радикализма. Практически то, что является модным и кажется модным, не подвергая сомнению традиционные ценности, это научно-технический прогресс, и таким образом опять проявляются корни технологической ориентации, что так характерно для психологии энеа-типа III.
Типичным для энеа-типа III (в отличие от его соседей по энеаграмме с более четко выраженным эмоциональным характером) является характеристика, ведущая через чувство рациональности и систематическую ориентацию к тому, что описывается как «расчетливость».
Выражается эта черта характера не только в интеллектуальном плане, так как контроль над собой, который она подразумевает, может проявляться через организацию и умение, практичность, функциональность и оперативность. Именно благодаря склонности к эффективности можно попять те организаторские способности, которые обычно придают энеа-типу III инженерный предпринимательский менталитет и проявляются в ориентации на технологию и технократию.
На более высоком уровне абстрагирования, чем определенность и эффективность познания и поведения, стоят обобщенные черты характера, связанные со стремлением к успеху, которые я назвал гипервигильностью и активностью. Личность энеа-типа III не только гипервигильна, она просто не способна сдаться, подчиниться, ей или ему необходимо все держать под контролем; они с ранних лет учатся справляться со всем, полагаясь на себя, из чувства, что остальные сделают это недостаточно хорошо. Благодаря этому мы не можем определить характерную гиперактивность энеа-типа III, делающую его «самостоятельной» личностью, от подчеркнутого или глубокого недоверия к жизни недоверия к тому, что все может получиться и без их пристального контроля. То же самое можно отнести и к гипервигильности, это часть чувства подчеркнутой заботы об успешном исходе дела, порожденная ответственностью и недоверием к «способности организма к саморегуляции» в психоментальном плане. Подчеркнутая недоверчивость в энеа-типе III контрастирует с кажущимся «попугайским» оптимизмом (когда считается, что все идет не просто хорошо, а замечательно) и устанавливает один из факторов, благодаря которому в энеа-типе III проявляется склонность к беспокойству.
Черта характера, которую сторонний наблюдатель может определить как нарочитость, осознаваемая личностью, скорее всего проявляется в ощущении, что вся глубина чувств не познана, как и аналогичная проблема в непонимании, что он или она есть такое (кроме ролей и поддающихся определению характеристик) и неосознанием его или ее желаний (кроме желания доставить другим удовольствие и быть полезным). Хотя жажда постичь все глубины чувств может и не осознаваться личностью, присутствие неудовлетворения явно проявляется в самой напряженности стремления к успеху и усилиях, предпринимаемых для того, чтобы быть приятным и угодным. В какой мере жажда бытия заменяется внешними поисками, в той же мере личность не оставляет себе возможности даже осознать это, углубляя, таким образом, хроническую ошибку.
Так же, как наличие экзистенциального момента в шизоидном характере явно для того, кто остро осознает внутреннюю пустоту, так же для энеа-типа III характерно, что экзистенциальный момент внутреннего вакуума хорошо виден стороннему наблюдателю, который обычно воспринимает тщеславных людей как поверхностных, пустых или «пластичных». Эта тенденция тщеславных людей игнорировать оскудение их эмпирического мира сближает их с энеа-типом IX, в котором, как мы увидим, тиковая обскурация благодаря своей централизованности абсолютно не осознаваема. Их сходство в этом отношении отражает их взаимосвязь на энеаграмме, согласно которой в тщеславной идентификации личности с внешностью лежат психадиномические корни патологического самозабвения.
И.Дж. Гоулд, «Модель в студии», техника суми, 9"х12". |
Осознав, что «внутри чего-то не хватает», личность энеа-типа III скорее всего определяет это ощущение пустоты как незнание того, кем он или она является, проблема идентификации. Широкое признание проблемы идентификации вместе с ощущением его всеобщих рефлексов определяет, как я думаю, превалирование энеа-типа III в американской культуре.
«Незнание, кто я» обычно означает в личности энеа-типа III: «Все, что я знаю, это роль, которую я играю. Существует ли что-нибудь, кроме нее?» Личность пришла к осознание того, что ее жизнь это серия представлений и что идентификация лежит в данном случае в определении профессионального статуса и других ролей. Вместе с пониманием «это же я» или «эти роли ни для кого ничего не значат» присутствует ощущение того, что личность существует в отрыве от скрытого или потенциального «Я». Вместе с интуитивным чувством игнорирования себя или своей индивидуальности обычно имеет место ощущение незнания своих истинных чувств и желаний ощущение, захватывающее их в такой мере, что они начинают принимать выдуманные чувства за свои, и их выбор определяют не внутренние установки, а внешние модели.
В то же время, как в более социально-ориентированных людях присутствует качество «бабочки», проявляющееся в их поисках своего стандарта, и очевидно, что их самоотчуждение является результатом их излишней поглощенности образом, который они стараются поддержать в глазах общества, в более сексуально-ориентированных индивидуумах аналогичные процессы имеют место как результат стремления к «сказальному одобрению» в культивации того, что мы называем сексапильностью. Страсть быть приятным и привлекать здесь также поляризует внимание личности в направлении внешних проявлений ее бытия за счет внимания к глубине эротических и эмоциональных переживаний, что вызывает частые осложнения фригидности в женщинах.
Джодоровский дал глубокое описание такой ситуации в своем эссе о сексуальном супермене, у которого было сотни рук и тысяча пальцев, в каждом из них находился половой орган или язык; супермен отвечал всем требованиям наивысших стандартов сексуального поведения, но его концентрация на собственной эффективности трагическим образом не оставляла возможности наслаждаться самому.*
* «La vida sexnal de hotbne elastiea», в «Metal», №47 (Испания).
Признавая важность экзистенциального момента в энеа-типе III (что можно понять по листу энеаграммы), полезно будет пойти дальше интерпретации страсти к одобрению как подмены любви или как косвенного выражения желания любви. Как бы ни было важным признать истинность этого, я думаю, необходимо признать и то, что постоянная борьба энеа-типа III в стремлении обрести «основание к нарциссизму» поддерживается самовзлелеянным побуждением к совершенствованию, что и возникает именно от перераспределения психической энергии в сторону игры и восприятия глазами других (то есть в воображаемом «кино»).
Исходя из мнения об образе жизни, при котором чрезмерное беспокойство о «самостоятельности» стимулирует утрату бытия, нельзя не сделать вывода, что это, в свою очередь, питает поиск бытия в сфере внешних представлений, так как истинно то, что правда может освободить нас, искренний взгляд внутрь, в этот порочный круг может высвободить энергию личности и сфокусировать внимание на том, что всеми избегается и потенциально болезненно, внутренней сущности.
В неистовом желании достичь успеха, статуса или одобрения и соответственно не имея возможности остановиться, чтобы взглянуть внутрь себя, личность энеа-типа III, как кажется, постоянно повторяет себе этот очень американский приказ: «Не стой там просто так, делай что-нибудь». А значит, необходимо, чтобы ему сказали: «Не делай ничего, просто постой там».
Для психотерапевтов важно понимать, что людям, которым трудно оставаться наедине с самим собой, которые стараются выпутаться из результатов своих переигрываний, может помочь совет прислушаться к себе; полезно также пережить «потерю лица», что влечет за собой то, что человек перестает смотреться в зеркало общества.
Так как внутренняя сущность это что-то незнакомое для них, что-то, чего, кажется, и не существует в мире, где есть только форма и количество, медитация, особенно медитация, подчеркивающая бездействие, может показаться им совершенно неинтересной и бессмысленной. Однако при достаточной интеллектуальной убежденности или персональном доверии возможно более близкое знакомство с этим бессмысленным «просто сидением», дальнейшая концентрация на скуке или бессмысленности может привести к определенному пониманию трагедии неспособности питаться живыми чувствами бытия.
Следующее
|
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|