|
Вы здесь: Живое слово >> Классика >> Николай Лесков. Однодум >> Глава двенадцатая |
Николай Лесков |
Предыдущее |
Очевидец, передававший эту анекдотическую историю о солигаличском антике, ничего не говорил, как принял это бывший в храме народ и начальство. Известно только, что никто не имел отваги, чтобы заступиться за нагнутого губернатора и остановить бестрепетную руку Рыжова, но о Ланском сообщают нечто подробнее. Сергей Степанович не подал ни малейшего повода к продолжению беспорядка, а, напротив, «сменил свою горделивую надменность умным самообладанием». Он не оборвал Александра Афанасьевича и даже не сказал ему ни слова, но перекрестился и, оборотясь, поклонился всему народу, а затем скоро вышел и отправился на приготовленную ему квартиру.
Здесь Ланской принял чиновников коронных и выборных и тех из них, которые ему показались достойными большего доверия, расспросил о Рыжове: что это за человек и каким образом он терпится в обществе.
Это наш квартальный Рыжов, отвечал ему голова.
Что же он... вероятно, в помешательстве?
Никак нет: просто всегда такой.
Так зачем же держать такого на службе?
Он по службе хорош.
Дерзок.
Самый смирный: на шею ему старший сядь, рассудит: «поэтому везть надо» и повезет, но только он много в Библии начитавшись и через то расстроен.
Вы говорите несообразное: Библия книга божественная.
Это точно так, только ее не всякому честь пристойно: в иночестве от нее страсть мечется, а у мирских людей ум мешается.
Какие пустяки! возразил Ланской и продолжал расспрашивать:
А как он насчет взяток: умерен ли?
Помилуйте, говорит голова, он совсем ничего не берет...
Губернатор еще больше не поверил.
Этому, говорит, я уже ни за что не поверю.
Нет; действительно не берет.
А как же, говорит, он какими средствами живет?
Живет на жалованье.
Вы вздор мне рассказываете: такого человека во всей России нет.
Точно, отвечает, нет; но у нас такой объявился.
А сколько ему жалованья положено?
В месяц десять рублей.
Ведь на это, говорит, овцу прокормить нельзя.
Действительно, говорит, мудрено жить только он живет.
Отчего же так всем нельзя, а он обходится?
Библии начитался.
Хорошо, «Библии начитался», а что же он ест?
Хлеб да воду.
И тут голова и рассказал о Рыжове, каков он во всех делах своих.
Так это совсем удивительный человек! воскликнул Ланской и велел позвать к себе Рыжова.
Александр Афанасьевич явился и стал у притолки, иже по подчинению.
Откуда вы родом? спросил его Ланской.
Здесь, на Нижней улице родился, отвечал Рыжов.
А где воспитывались?
Не имел воспитания... у матери рос, а матушка пироги пекла.
Учились где-нибудь?
У дьячка.
Исповедания какого?
Христианин.
У вас очень странные поступки.
Не замечаю: всякому то кажется странно, что самому не свойственно.
Ланской подумал, что это вызывающий, дерзкий намек, и, строго взглянув на Рыжова, резко спросил:
Не держитесь ли вы какой-нибудь секты?
Здесь нет секты: я в собор хожу.
Исповедуетесь?
Богу при протопопе каюсь.
Семья у вас есть?
Есть жена с сыном.
Жалованье малое получаете?
Никогда не смеявшийся Рыжов улыбнулся.
Беру, говорит, в месяц десять рублей, а не знаю: как это много или мало.
Это не много.
Доложите государю, что для лукавого раба это мало.
А для верного?
Достаточно.
Вы, говорят, никакими статьями не пользуетесь?
Рыжов посмотрел и промолчал.
Скажите по совести: быть ли это может так?
А отчего же не может быть?
Очень малые средства.
Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами обойтись можно.
Но зачем вы не проситесь на другую должность?
А кто же эту занимать станет?
Кто-нибудь другой.
Разве он лучше меня справит?
Теперь Ланской улыбнулся: квартальный совсем заинтересовал его не чуждую теплоты душу.
Послушайте, сказал он, вы чудак; я вас прошу сесть.
Рыжов сел vis-a-vis [напротив франц.] с «надменным».
Вы, говорят, знаток Библии?
Читаю, сколько время позволяет, и вам советую.
Хорошо; но... могу ли я вас уверить, что вы можете со мною говорить совсем откровенно и по справедливости?
Ложь заповедью запрещена я лгать не стану.
Хорошо. Уважаете ли вы власти?
Не уважаю.
За что?
Ленивы, алчны и пред престолом криводушны, отвечал Рыжов.
Да, вы откровенны. Благодарю. Вы тоже пророчествуете?
Нет; а по Библии вывожу, что ясно следует.
Можете ли вы мне показать хоть один ваш вывод?
Рыжов отвечал, что может, и сейчас же принес целый оберток бумаги с надписью «Однодум».
Что тут есть пророчественного о прошлом и сбывшемся? спросил Ланской.
Квартальный перемахнул знакомые страницы и прочитал: «Государыня в переписке с Вольтером назвала его вторым Златоустом. За сие несообразное сравнение жизнь нашей монархини не будет иметь спокойного конца».
На отлинеенном поле против этого места отмечено: «Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича» (*21).
Покажите еще что-нибудь.
Рыжов опять заметал страницы и указал новое место, которое все заключалось в следующем: «Издан указ о попенном сборе (*22). Отныне хлад бедных хижин усилится. Надо ожидать особенного наказания». И на поле опять отметка: «Исполнилось, зри страницу такую-то», а на той странице запись о кончине юной дочери императора Александра Первого с отметкою: «Сие последовало за назначение налога на лес».
Но позвольте, однако, спросил Ланской, ведь леса составляют собственность?
Да; а греть воздух в жилье составляет потребность.
Вы против собственности?
Нет; я только чтобы всем тепло было в стужу. Не надо давать лесов тем, кому и без того тепло.
А как вы судите о податях: следует ли облагать людей податью?
Надо наложить, и еще прибавить на всякую вещь роскошную, чтобы богатый платил казне за бедного.
Гм, гм! вы ниоткуда это учение не почерпаете?
Из Священного писания и моей совести.
Не руководят ли вас к сему иные источники нового времени?
Все другие источники не чисты и полны суемудрия.
Теперь скажите в последнее: как вы не боитесь ни того, что пишете, ни того, что со мною в церкви сделали?
Что пишу, то про себя пишу, а что в храме сделал, то должен был учинить, цареву власть оберегаючи.
Почему цареву?
Дабы видели все его слуг к вере народной почтительными.
Но ведь я мог с вами обойтись совсем не так, как обхожусь.
Рыжов посмотрел на него «с сожалением» и отвечал:
А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьей жить?
Я мог велеть вас арестовать.
В остроге сытей едят.
Вас сослали бы за эту дерзость.
Куда меня можно сослать, где бы мне было хуже и где бы бог мой оставил меня? Он везде со мною, а кроме его, никого не страшно.
Надменная шея склонилась, и левая рука Ланского простерлась к Рыжову.
Характер ваш почтенен, сказал он и велел ему выйти.
Но, по-видимому, он еще не совсем доверял этому библейскому социалисту и спросил о нем лично сам несколько простолюдинов.
Те, покрутя рукой в воздухе, в одно слово отвечали:
Он у нас такой-некий-этакой.
Более положительного из них о нем никто не знал.
Прощаясь, Ланской сказал Рыжову:
Я о вас не забуду и совет ваш исполню прочту Библию.
Да только этого мало, а вы и на десять рублей в месяц жить поучитесь, добавил Рыжов.
Но этого совета Ланской уже не обещал исполнить, а только засмеялся, опять подал ему руку и сказал:
Чудак, чудак!
Сергей Степанович уехал, а Рыжов унес к себе домой своего «Однодума» и продолжал писать в нем, что изливали его наблюдательность и пророческое вдохновение.
Со времени проезда Ланского прошло довольно времени, и события, сопровождавшие этот проезд через Солигалич, уже значительно позабылись и затерлись ежедневною сутолокою, как вдруг нежданно-негаданно, на дивное диво не только Солигаличу, а всей просвещенной России, в обревизованный город пришло известие совершенно невероятное и даже в стройном порядке правления невозможное: квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство владимирский крест первый владимирский крест, пожалованный квартальному.
Самый орден приехал вместе с предписанием возложить его и носить по установлению. И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Сергея Степановича Ланского.
Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух:
Чудак, чудак! А в «Однодуме» против имени Ланского отметил: «Быть ему графом», что, как известно, и исполнилось. Носить же ордена Рыжову было не на чем.
Кавалер Рыжов жил почти девяносто лет, аккуратно и своеобразно отмечая все в своем «Однодуме», который, вероятно, издержан при какой-нибудь уездной реставрации на оклейку стен. Умер он, исполнив все христианские требы по установлению православной церкви, хотя православие его, по общим замечаниям, было «сомнительно». Рыжов и в вере был человек такой-некий-этакой, но при всем том, мне кажется, в нем можно видеть кое-что кроме «одной дряни», чем и да будет он помянут в самом начале розыска о «трех праведниках».
1879
В первой половине 1879 года Лесков писал издателю «Нового времени» Суворину:
«Вы меня просили выискать что-нибудь недорогое, интересное и тягучее, с непрерывающимся интересом для «Недельного Нового времени». Вот я Вам и прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани... Напишу я это с любовью, выбрав материал из редкостного антика, давно скупленного и уничтоженного... Я буду поспевать к каждому N» (т. 10, с. 458).
Рассказ предварялся подзаголовком (впоследствии снятым): «Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)».
1. Имеется в виду «Всеобщий географический и статистический словарь кн. С.П.Гагарина». М., 1843.
2. Из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз Красный нос» (ч. I, гл. IV. У Некрасова: «в горящую избу войдет»).
3. Ночвы лотки.
4. Бернс Роберт (1759-1796) великий шотландский поэт.
5. Пророк Исайя библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.
6. Катехизис (греч. наставление) изложение христианского вероучения в вопросах и ответах.
7. Не совсем точная цитата из Книги пророка Исайи (I гл.).
8. Иезекииль библейский пророк, который якобы видел ожившие по воле бога «сухие кости».
9. Теократия (греч.) форма правления, при которой духовенству принадлежит политическая власть.
10. Сретали (старослав.) встречали.
11. Неточно приведенные слова городничего из «Ревизора» Н.В.Гоголя. У Гоголя: «и вольтериянцы напрасно против этого говорят» (д. I, явл. I).
12. Сорокоуст сорокодневная молитва в церкви по умершим.
13. Великий пост шесть недель поста перед пасхой.
14. То есть ссылали.
15. Ланской Сергей Степанович (1787-1862) костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год министр внутренних дел России.
16. Зерцало трехгранная призма с тремя указами Петра I, стоявшая на столе во всех учреждениях.
17. Маншкурт короткие рукава.
18. Оффенбах Жак (1819-1880) французский композитор, один из основоположников классической оперетты, автор «Прекрасной Елены», «Периколы», «Сказок Гофмана» и др.
19. Апликовый из металла, покрытого накладным серебром.
20. Солея возвышение перед царскими вратами в церкви.
21. Имеется в виду брак Павла I с принцессой Вильгельминой, вскоре умершей.
22. Попенный сбор налог за срубленные деревья (с пня).
Библиотека "Живое слово"
Астрология Агентство ОБС Живопись Имена
|