Николай Доля

Сказки

Без риска быть... ГлавнаяЖивое словоАстрологияАгентство ОБСЖивописьИмена

Вы здесь: Без риска быть >> Живое слово >> Николай Доля >> Сказки >> Куклы



Предыдущее

Куклы


Мастер чувствовал себя Богом. Когда он делал куклу, он вкладывал в нее часть своей души. И куклы у него получались словно живые, каждая со своим характером. Он давно приобрел известность, к нему пришли и признание, и богатство. Он мог спокойно почивать на лаврах, не заботясь о завтрашнем дне. Его куклы разъехались по всему свету. Говорили, что одна из них поселилась в Белом доме у дочери американского президента, другая стала предметом поклонения какого-то африканского племени, третья играла главные роли в Московском театре кукол...

Так как Мастер не был озабочен добыванием хлеба насущного, и лучи славы уже достаточно ярко осветили его жизнь, он перестал выполнять заказы, закрылся в своем огромном старом доме и стал работать только для себя. Ах, эти упоительные мгновения, когда твои руки творят из грубого материала твои мысли, и то, что совсем недавно существовало лишь в воображении предстает перед глазами! Непостижимое волшебство творчества!

В своем деле Мастер достиг совершенства. Он мог создавать куклы похожие не только на людей, но и на фей и духов, виденных им в детских снах, на демонов и чудовищ, приходивших к нему в болезненном бреду и ночных кошмарах. Его дом стал похож на удивительный сказочный мир. Куклы полностью заменили Мастеру людей, он разговаривал с ними, перемещал из комнаты в комнату, создавал им уютные уголки, некоторых иногда даже наказывал, запирая их в чулан или отправляя на чердак, а потом прощал и возвращал на свои места.

Так проходили годы. Но вот пришла старость. Вместе со старостью пришла беда. Мастер стал слепнуть. Руки его еще могли делать свое дело, но глаза еле различали результаты их труда. Интерес Мастера к созданному им к кукольному миру стал угасать. Ему вдруг захотелось услышать человеческий голос, почувствовать рядом другую человеческую душу. И он впервые за много лет обратил внимание на женщину, которую когда-то давно нанял убирать в его доме и готовить, и которой ежемесячно машинально подписывал чек на определенную неизменную сумму. Он стал прислушиваться к ее тихим шагам, к другим звукам, производимых ею, и вскоре понял, что часы, которые она проводила в доме стали самыми интересными в его жизни. Через несколько месяцев он заговорил с нею. Это были простые фразы на бытовые темы, но это уже было общение, общение с живым человеком, вольным поступать по собственному усмотрению, а не с бездушной куклой.

Его видимый мир постепенно погружался в темноту, оставались только звуки. По ним он научился определять, где находится женщина и чем она занята, когда работает в доме. А их разговоры становились все более продолжительными, хотя они касались только погоды, здоровья и некоторых других незначительных вопросов.

Однажды его ждал сюрприз. Женщина пришла не одна. Он понял это сразу, как только закрылась входная дверь. Тонкий короткий смешок, быстрые мелкие шажки по холлу подсказали Мастеру, что в его доме — ребенок. Первое чувство ужаса вдруг сменилось непонятной радостью, и он стал ждать.

Вскоре дверь в его комнату тихонько приоткрылась и тотчас затворилась. Мастер сделал вид. что ничего не заметил. Через минуту услышал он взволнованный шепот в соседней комнате. Он ясно представлял себе, как встревоженная женщина выговаривает малышу за его непослушание и любопытство. Мастер подождал немного и позвал их. Дверь отворилась, вошла женщина, которую Мастер различил как большое синее пятно. Рядом с ней плыло белое пятно значительно меньших размеров. Каким-то шестым чувством Мастер определил, что это была девочка лет пяти-шести. Малышка, скользнув, очутилась прямо перед ним.

—Извините, но мне не с кем было оставить внучку,— сказала женщина нетвердым голосом,— Она обещала вести себя тихо и ничего не трогать. Если она Вас побеспокоила, я сейчас же отведу ее к соседям, а сама вернусь и все уберу. Простите...

С этими словами она взяла ребенка за руку и, повернувшись, направилась к двери.

—Пусть остается здесь, а Вы не волнуйтесь и занимайтесь своими делами,— сказал Мастер и обратился прямо к девочке.— Как тебя зовут?

—Виола,— представилась она и тут же спросила:— Ты тоже любишь играть в куклы?

Так началась эта удивительная дружба Мастера и девочки. Первым делом, надо было обойти все комнаты и познакомиться с их обитателями, что они и сделали в тот же день. У девочки была прекрасная память, и она быстро запомнила всех кукол по именам, если они у них были. А куклы, до сего дня безымянные, получили от нее кто имена, а кто и смешные прозвища.

С позволения Мастера, девочка стала приходить к нему почти каждый день. Теперь Мастер не был одинок. Несмотря на свою слепоту, он был счастлив, он получил прекрасного партнера по игре в куклы, партнера, обладающего нескончаемой фантазией. Его существование получило смысл, а куклы обрели новую жизнь, полную событий и приключений, рождавшихся в фантазиях старика и ребенка.

Прошло несколько лет. Множество различных историй, веселых и грустных, разыграли за это время Мастер и девочка при помощи чудесных кукол. Иногда Мастер погружался в долгие воспоминания, и они разыгрывали эпизоды из его жизни. Это было особенно интересно девочке, ведь таким образом она постигала превратности бытия. Она хорошо училась, была не по годам рассудительной и спокойной, никогда не шалила и не капризничала, потому что и в школе, и дома она только отбывала положенные часы, а основное ее существование происходило в доме с куклами.

Девочка подросла, а Мастер совсем состарился. Он не боялся смерти, но он не хотел оставлять девочку одну в этом жестоком мире, где ей придется иметь дело не с куклами, а с людьми. Когда он понял, что жить ему осталось недолго, он решил сделать вместе с девочкой еще одну куклу, куклу которую он должен был оставить своей маленькой подружке вместо себя.

Работа продвигалась медленно, но не из-за слепоты старика — его руки прекрасно знали свое дело, да и помощница была способная. Мастер знал, что как только работа будет закончена, он покинет этот мир.

Когда кукла была почти готова, Мастер сказал девочке:

—Милая моя, скоро нам придется с тобой расстаться. Но ты ничего не бойся. Когда тебе скажут, что я умер, знай, что душа моя просто переселилась в эту куклу. Ты только никому не говори об этом и никогда не бросай ее — а я всегда буду с тобой.

Через несколько дней девочка узнала, что Мастера не стало, а она стала владелицей довольно приличного состояния. Но так как у Великого Кукольника не было наследников, основную часть своего капитала он завещал на реставрацию своего старого дома и организацию в нем Музея Кукол. Девочке также разрешалось взять себе любых кукол по собственному выбору и по желанию занять со временем любую должность в музее.

Взрослые очень удивились, когда из великого множества прекрасных кукол девочка выбрала только одну, изображающую старика. Ведь никто не знал, что в этой кукле была заключена душа Мастера.

После смерти Мастера семья девочки переехала в другой район города в новую просторную квартиру, девочка перешла учиться в другую школу. Бабушке уже не надо было работать, и она всегда добрым словом вспоминала своего хозяина-кукольника, щедро отблагодарившего ее в своем завещании. А девочка и не заметила, как резко изменилось ее положение. Она, хотя и перестала играть в куклы, смотрела на мир так, словно он был сотворен в мастерской ее Мастера. Она выполнила его завет: никогда не расставалась с куклой. Когда у нее случались какие-нибудь неприятности, возникали трудности или просто нужен был дельный совет, она мысленно разговаривала со своей куклой и всегда получала ответы на интересующие вопросы. Так продолжалось до тех пора, пока девочке не исполнилось восемнадцать лет.

Пришло ее время выбирать дорогу. Но не видела она ничего интересного для себя. Равнодушно листала она проспекты с приглашениями учиться в самых престижных заведениях страны, но ни на чем не могла остановить внимание. Она спрашивала у куклы, но кукла впервые за много лет молчала и только смотрела на девушку своими грустными глазами. Так прошло несколько праздных месяцев.

В один жаркий летний день девушка бродила по городу и внезапно очутилась у старинного особняка, утопавшего в густой зелени деревьев. С первого взгляда она не узнала этого места. «Что это за здание?» — спросила она у женщины с ребенком, вышедших из ворот. «Разве Вы не знаете? — сказала женщина. — Это же Музей кукол».

«Как же я забыла этот дом? — спрашивала себя девушка. — Сколько прошло лет? Семь? Восемь?» Она вспомнила, как сначала она спрашивала у бабушки по несколько раз на день, когда они опять пойдут к куклам, но та отвечала, что там идет большой ремонт, и к куклам не пускают; потом успокоилась и забыла о том доме, тем более, что главная любимая кукла всегда была с ней. Девушка бросилась ко входу, но перед дверью вдруг остановилась, перевела дух и переступила порог с благоговением и трепетом.

Медленно бродила она по залам, узнавая и не узнавая комнаты и своих старых друзей - кукол. Вот стоят рядом бывшие непримиримые враги, а влюбленных разлучили, и они тоскуют в разных витринах. У принцессы - новое платье, которое ей так не идет, Дух леса на голом сукне выглядит жалким и несчастным.

Смотрители залов с недоумением наблюдали за молодой девушкой, подолгу стоящей перед экспонатами, то улыбающейся, то хмурящейся, то негодующей. Еще никто и никогда со дня открытия музея не рассматривал кукол так внимательно, поэтому одна услужливая смотрительница доложила директору о необычной посетительнице.

Директор музея была почитательницей таланта Мастера и специалистом по куклам и, конечно же, она знала о его завещании. Она знала, что рано или поздно здесь, в Музее, появится другая женщина и устроит тут все по-своему.

—Здравствуйте,— сказала директор девушке,— Я Вас ждала. Правда, я не могла предположить, что это будет так скоро.

—Мастерская, здесь где-то была мастерская,— никак не удивившись услышанным словам, с волнением произнесла девушка.— Может, она не сохранилась?

—Пойдемте, я проведу Вас, — предложила директор,— обычных посетителей мы туда не пускаем, но, как я понимаю, Вы здесь не просто так, из любопытства. Я не ошиблась?

—Здесь прошли самые лучшие годы моей жизни.

—Понимаю, понимаю. Мы постарались оставить в мастерской все так как было при Мастере.

—Спасибо.— И тут девушка раскрыла большую сумку, которую держала в руках, и достала оттуда свою куклу.

Директор посмотрела на куклу, печально улыбнулась, открыла дверь в мастерскую, и молча удалилась, чтобы не мешать.

Очутившись в мастерской, девушка села на то место перед рабочим столом, откуда она всегда наблюдала за работой Мастера, и задумалась.

У нее было такое чувство, что она после долгого путешествия вернулась домой. Вот он ее забытый мир! Мир красок, клея, папье-маше, резины, дерева, всеразличных тканей.... Мир, где можно почувствовать себя Творцом.

Она нерешительно взяла инструмент, пересела поудобнее, а ее руки вдруг сами начали создавать куклу.

Так прошел день, наступила ночь...

Когда утром девушка проснулась, она с удивлением увидела себя в кресле Мастера, а перед собой — созданную ею куклу. Это была девочка лет пяти-шести в пышном белом платье. Виола бережно взяла ее, поцеловала и посадила рядом со старой куклой-Мастером, которая на протяжении стольких лет была ее единственным другом.

Она вышла на улицу, солнце только взошло, и мир выглядел светлым, добрым и обновленным.

Директриса музея шла на работу, не зная какой приговор ей будет сегодня вынесен. Она с удивлением узнала у сторожа, что девушка ушла только пару часов назад, и поднявшись в мастерскую, замерла от неожиданности. На рабочем столе Мастера расположились две куклы: старик и девочка. Они были прекрасны - это были настоящие шедевры, созданные руками Мастера... Казалось, что они мило беседовали между собой, рассказывая друг другу сказки. Директриса поняла все. Она даже смутилась от того, что могла так плохо думать о человеке, которого никогда не знала, и от того, что в музее еще столько нужно было сделать и переделать, а она только вчера заметила это, когда поняла, что может уйти отсюда навсегда.

Вскоре в Музее Кукол все поменялось и экспозиции, и порядки. Открылся для обозрения новый зал – Мастерская Мастера. В этом зале, а вернее, небольшой рабочей комнате, поместили только двух кукол, тех самых...


Следующее

Николай Доля  Без риска быть непонятым  Стихотворения  Осколки детства  Рассказы  Цикл "Калиюга"  Сказки  Статьи