ПОПЫТКА РЕВНОСТИ
Ну, за голову: счастливы? 19 ноября 1924
|
Из Письма Б. Пастернаку.
14 февраля 1925 г.
========
Борис, а ты помнишь Лилит? Борис, а не было ли кого-нибудь до Адама?
========
Твоя тоска по мне Тоска Адама по Лилит, до первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)
Комментарий к письму:
В еврейской традиции Лилит первая жена Адама (до Евы), созданная Богом, как и Адам, из глины. Не сумев убедить Адама в равенстве по происхождению, Лилит, обратившись в дух, улетела. В литературе прекрасная. неземная Лилит противопоставляется простой, обыденной Еве.
Источник М. Цветаева Собрание сочинений, т. 6/1 стр. 244 и 282
Из Сводных тетрадейЕве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!).
Дальше: вовсе не примета божества знать добро и зло. Привилегия божества именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла.
(18-го марта 1925 г.)
И верно, и спорно, а в общем не додумано.
(При переписке, авг<уст> 1933 г.)
Источник М. Цветаева Неизданное. Сводные тетради, стр.375